Томский политехнический выбрал не случайно, определяющую роль сыграли – класс с углубленным изучением физики и классный руководитель Валентина Алексеевна Яковлева. Итог их усилий не только в том, что выпускник 51-й школы Томска наработал приличный стартовый уровень знаний, но и в тех базовых ценностях, с которыми пришёл в университет и которые здесь получили дальнейшее развитие.
– Продолжая тему учителей, в ТПУ таковые были?
– Конечно, в частности, об Александре Сергеевиче Заворине (ныне – профессор, зав.кафедрой ПГС и ПГУ) могу говорить не только как о преподавателе-предметнике, но и как о Человеке, который научил ставить и решать вопросы, систематизировать задачи, материал, который получаешь с течением жизни, и многому другому. Так что отношусь к нему как к старшему товарищу и другу, мнение которого для меня чрезвычайно важно.
Всё началось, когда Александр Сергеевич стал деканом факультета, а я – секретарём комсомольской организации ТЭФа. И вот три года, начиная со второго курса, постоянно общались и большей частью по тем вещам, которые формируют взгляды, мировоззрение и всё то, что потом серьёзно пригодилось в организации различных коллективов, в бизнесе и в жизни. Кстати, мне удалось застать профессора Ивана Кирилловича Лебедева (заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заведовал кафедрой с 1958 по 1988 гг.). Так что, могу сказать, повезло трижды: со специальностью, руководителями и университетом.
С высокой степенью вероятности полученные установки аспирант Курганов мог реализовать как исследователь и учёный, но был один крайне критичный (в смысле доходов) момент, когда родился сын и на аспирантскую стипендию жить стало невозможно.
– В рамках обучения в аспирантуре был в числе первых представителей «закрытого» Томска по академическому обмену в Ульсанском университете (Южная Корея), здесь за час лекций и семинаров получал столько, сколько дома – за месяц… Тематика исследований была связана с поиском технических решений, минимизирующих выбросы вредных веществ в атмосферу. В частности, оксидов азота, причём снижать их выброс нужно было так, чтобы не ухудшить условия процесса сжигания.
Считал и считаю: самое важное, что удалось получить в университете – это базовый уровень физики, математический аппарат (руководителем дипломной практики был преподаватель кафедры высшей математики Евгений Николаевич Некрич), ну и хорошие специальные знания.
– Чему пришлось учиться по ходу?
– Разбираться в бухгалтерском учёте, изучать вопросы маркетинга, причём больше с практической стороны. Для начала того бизнеса, который веду сейчас, потребовалось осваивать органическую химию природных соединений, например, и медицинскую тематику – тоже.
В этом направлении подготовки не было, но база, полученная в политехническом, помогла серьёзно разобраться в новых для меня вещах, по которым специальные знания отсутствовали. Не скажу, конечно, что достиг того уровня, которому должен соответствовать выпускник ХТФ, но некоторые специальные вопросы я, наверное, знаю и получше...
Достигнутый уровень позволяет со спецами из соответствующих областей знания говорить, что называется, на одном профессиональном языке. Кстати, среди специалистов, которые работают у меня на производстве, основу составляют выпускники «политеха».
– Выпускников кафедры маркетинга ТПУ нет?
– Пока нет. Финансовый директор – из ТГУ, директор по маркетингу – тоже. Образование у них – очень хорошее, соответствующее уровню компетенций и степени ответственности каждого из специалистов такого класса. В компаниях моих приятелей – не интересовался, и статистики нет, поэтому ничего не могу сказать… К тому же, специалистов такого профиля мне нужно очень немного.
– Как сегодня выглядит образовательный процесс в ТПУ?
– Это моё личное мнение, наверное, ректорату университета виднее, но полагаю, что часы фундаментальной и общеинженерной подготовки, которые сквозным методом читают потокам разных специальностей: а) нельзя сокращать; б) их нужно оставлять на соответствующих кафедрах фундаментального или общепрофессионального цикла, потому что преподаватели этих кафедр и знают, и дают материал более широко и глубоко.
Не надо рвать два этих блока на части, уводить на другие «специальности», иначе мы лишаем студента возможности более глубокого понимания вопроса.
– Очевидно, с процессом познания – всё в порядке, а с наукой?
– В настоящее время являюсь соискателем Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Сфера интересов – технические устройства для переработки продуктов химии органических природных соединений. Соавтор двух патентов по направлению, принимал участие в работе научных и практических конференций, сейчас готовлю материал к публичному представлению. Планирую через пару лет всё-таки защитить кандидатскую диссертацию в технических науках.
О.Н. ПЛОТНИКОВ.