Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Крик души

Институт кураторства в ТПУ имеет уже вековую традицию. Но, смотря правде в глаза, не всегда куратор является опорой и человеком, к которому студент пойдет со своими проблемами

Стоит поднять проблему кураторов, работающих спустя рукава, для которых данная работа является просто обузой. Такие кураторы встречаются в различных возрастных группах, поэтому рассматриваются все возможные варианты поведения «неработающих» кураторов.

Авторы статьи готовы вступить в полемику или дискуссию с любым преподавателем ТПУ, не согласным с представленной точкой зрения.

В настоящее время наметилась тенденция назначать кураторами молодых преподавателей: вроде как у них нагрузка меньше, они ближе к молодёжи, мобильнее и т.д… Это, конечно, просто замечательно, но не все молодые кураторы ответственно подходят к поручению.

Молодые преподаватели, работающие в вузе, в зависимости от мотивов, делятся на несколько категорий.

Одни хотят получить отсрочку от армии и им неважно, сколько им будут платить и как они будут выполнять поручения кафедры, лишь бы не служить. Естественно, бывают и те, кто ответственно подходит к своей кураторской миссии и в меру своей грамотности преподносит студентам свои уроки жизни, не всегда соответствующие нормам и морали цивилизованного общества.

Другие не могут найти лучшее место. Обычно это те, кто учатся средне и о своем будущем задумываются лишь на защите дипломной работы. Интересно, как такой «ученик” донесет до группы критерии будущего успешного специалиста?

У кого-то есть огромное желание работать по специальности. Это специалист в определённой области, и неважно, что дальше своего предмета он не видит (или не желает видеть?). Такого молодого специалиста нужно заинтересовать работой куратора.

Есть и те, у кого желание учить других людей или обучать развито очень хорошо. Здесь и творческий подход, и искорка в глазах, но нет опыта.

Безусловно, когда на молодого куратора, который сам недавно вышел из стен университета, сваливается целая группа студентов, из которой нужно что-то «слепить», становится немного страшно…

Есть подразделения, которые, в силу определенных обстоятельств, назначают кураторами доцентов и профессоров в возрасте.

И в этих подразделениях тоже наблюдается много интересного. Почему-то часть преподавателей, кому «за…» считает занятие воспитания молодёжи задачей, не входящей в обязанности вуза. «Это не прерогатива вуза. Воспитывать семья должна и школа», – заявляют они. «Раньше стенка на стенку ходили, и ничего, все довольны были. Что я за ними должен горшки выносить и сопли вытирать?» «А для чего нам деканат? Пусть там всю информацию и узнают, у меня отсутствует информативная функция».

И вот во всей этой ситуации выяснения отношений, определения прав и обязанностей кураторов (хотя вся кураторская работа регламентируется «Положением о кураторской деятельности в ТПУ», подписанным ректором) студенты становятся заложниками.

Как им объяснить: почему в одних группах кураторы работают, ходят со студентами по музеям, проводят тематические часы, радеют за каждого студента, а в других – кураторам на студентов, извините, просто наплевать? Где найти ответ на данный вопрос?

Авторы статьи прекрасно понимают, что у каждого куратора свой подход, и это замечательно, но стоит ли весь этот подход сводить на простое деление своим житейским жизненным опытом? Как-то не по себе становится от того, когда слышишь: «Мой кураторский стаж уже более 10 лет. Я опытный куратор, чему Вы меня еще можете научить?». Так и хочется возразить: «Позвольте, но то, что Вы столько лет исполняли обязанности куратора, совсем не означает, что Вы – эксперт в кураторской деятельности. Большое количество кураторского стажа не говорит о Вашей квалификации. А опытность и квалификация – абсолютно разные вещи. И то, что у Вас взрослые дети, тоже не характеризует Вас как великого Воспитателя! Самое страшное начинается тогда, когда такой «творческий подход», попахивающий саботажем, поддерживается администрацией подразделения!

Никто не спорит, что в ТПУ есть ассистенты, старшие преподаватели, доценты и профессора, которые действительно радеют за своих студентов и ведут их с первого по пятый курс, вовлекая в научную и общественную жизнь вуза. Низкий поклон таким кураторам. Но их, увы, меньшинство. Большая часть относится к кураторству как к второстепенной нагрузке, некой помехе, которая мешает заниматься «реальными делами», а потом удивляются: почему студенты не снимают шапки, заходя в учебный корпус, приходят на занятия с оголенными животами и в прозрачных кофточках или используют ненормативную лексику в присутствии преподавателя?

Почему очень важно ответственно относиться к выбору будущего куратора для тех, кто впервые переступит порог нашего общего дома, т.е. вуза (не стоит забывать о корпоративности)? Первые год-два студент, только вышедший из-под опеки родителей, из школьной, до глубины души родной среды, попадает…

Да, именно в никуда, если кто-то рядом не подскажет ему дорогу. Пусть даже этот путь будет труден и заковырист, но первые шаги уже сделаны. Он пока не привязан к Вашей кафедре, и, может быть, Вы считаете, что не несете ответственность за будущего специалиста?

А именно здесь и поле деятельности для куратора. Сейчас он – лицо кафедры, именно он – как это пафосно ни звучит – готовит своих подопечных для дальнейших подвигов на поприще профессиональной деятельности. Это фундамент для того, что мы хотим получить через 5-6 лет после выпуска специалистов в жизнь.

А, может быть, стоит задуматься, о том, что при успешном сочетании своей преподавательской и научной деятельности с элементами воспитания будущей молодёжи удастся воспитать не только человека, развитого во всех отношениях, но и помощника на Вашем профессиональном месте?

Отдельной строкой, естественно, должна пройти мысль о мотивации кураторов. На сайте ТПУ в 2005 году был смоделирован форум с такой тематикой, в котором приняли участие различные представители вуза. Конечно, у куратора должна быть не только внешняя мотивация (освобождение от дополнительных кафедральных поручений, доплаты, премии, и т.д.), но и внутренняя: работа с людьми, самовыражение и саморазвитие.

А что под кураторством понимаете Вы? И что Вы выносите для себя от каждого общения со студентами?

Никто не спорит, что воспитание – вещь сложная, и никогда не знаешь, какие трудности могут возникнуть у Вас в процессе работы. Но пробовать надо. Тем более, когда Вам готовы помогать. Мы – за молодых душой, творческих, неординарных и активных кураторов. Мы – за будущее Томского политехнического университета.

P.S.: Авторы статьи ни в коей мере не хотели обидеть кого-то из сотрудников ТПУ. Образ «неработающего» куратора, созданный в статье, является собирательным.

Ст. куратор ЭФФ, куратор-тьютор группы 1Б83, 1Б93,
ст. преп. каф. ТПС ЭФФ, к.т.н. В.С. ИВАНОВА;
куратор группы 1Б53, заведующая отделением по УР деканата ЭФФ,
преп. высшей школы К.В. МЕРТИНС.