«Безумие – это выполнять одно и то же,
ожидая разных результатов».
А. Эйнштейн.
В соответствии с двухуровневой системой подготовки кадров завершающим этапом обучения в вузе является магистерская подготовка, которая осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Магистрант обучается под руководством научного руководителя по индивидуальному плану, ориентированному на получение высокой квалификации в определенном виде деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, опытно– и проектно-конструкторской, технологической и т.д.
Студенты, обучающиеся по магистерской программе без отрыва от трудовой деятельности, для достижения высоких результатов должны в полной мере использовать дистанционные технологии обучения нового поколения, не отбрасывая положительные моменты, достигнутые ранее.
Ранее и ныне используемые у ТПУ технологии дистанционного обучения заочников подразумевают создание руководителем магистерской подготовки или преподавателем теоретической дисциплины (рис. 1) вместе с программистом электронного учебного пособия, размещаемого на сайте учебного заведения. Это пособие корректируется через 4–5 лет с привлечением программиста.
Студент изучает материал дисциплины, используя электронное пособие и другие традиционные источники информации, и, при необходимости, общается с руководителем или преподавателем по сети Интернет или телефону, и в явно недостаточном объёме это общение осуществляется во время очных встреч. В этом случае реализуется репродуктивная технология обучения, имеющая минимальную эффективность. Здесь не учитывается уровень подготовки студента–магистранта, его мотивированность в получении знаний, его стремление к развитию и самопознанию. Если магистрант за время трудовой деятельности приобрёл ценные знания и умения, то он не захочет быть пассивным участником образовательного процесса, читать электронный учебник, отвечать на вопросы тестов. А если это уже взрослые люди, то организация образовательного процесса должна применять основные положения андрагогики, учитывающей особенности обучения взрослых людей. Они могут быть полноправными участниками процесса не только обучения, но и творчества.
Опыт использования дистанционных технологий в обучении студентов-заочников показал, что недостаточно построить систему дистанционного обучения и наполнить её электронными учебными материалами, необходимо поддерживать связь студента с преподавателем, создавать эффект присутствия и интерактивности процесса обучения, вовлекать в работу с материалом одновременно нескольких участников. Иначе преподаватель фактически исчезает из учебного процесса, становясь контролёром знаний на завершающем этапе изучения дисциплины. Тем более что магистранта нужно научить принимать самостоятельные грамотные решения, находить выход из разных ситуаций, развивать творческие способности. Знания не должны преподноситься магистранту в готовом виде, а должны добываться в совместном с руководителем или преподавателем поиске решений. В этом случае преподаватель должен выступать не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания, и умеющий организовать совместный поиск решения задачи в процессе творческого мышления. Так реализуется креативное обучение.
Когда предложенные технологии заведомо планируют креативное и интерактивное обучение, то эффект будет значительно выше, чем при традиционных технологиях репродуктивного обучения. При быстровозрастающем темпе создания информации передача знаний должна быть быстрой, и специалисты по обучению должны уметь быстро развивать нужные навыки магистранта, в том числе и умение учиться.
Всё это возможно осуществить, используя современные технологии обучения e-learning 2.0 на базе web 2.0 (рис. 2). Тогда обучение преобразуется в процесс доступа к контенту, который создается руководителем и магистрантом. Под контентом здесь понимается информационное наполнение блога (сайта) – тексты, графика, мультимедиа.
Руководитель и магистрант совместно создают образовательный контент, которым могут пользоваться и другие магистранты в интерактивном режиме, внося свою долю информации, участвуя в творческом процессе создания контента. Вокруг контента формируются социальные сети, форумы, чаты.
Из любого электронного образовательного ресурса e-learning 2.0 по гиперссылкам можно переходить на другие ресурсы, постоянно обновлять содержание контента, а это уже означает доступ к новому содержанию. Но неукоснительно должно выполняться требование предоставлять учебную информацию в таком виде, чтобы магистрант мог добывать знания самостоятельно с полной нагрузкой, в зависимости от базовой подготовки. Руководитель и магистрант постоянно общаются в образовательном пространстве.
Использование вики позволяет участвовать не только в уже опубликованном контенте, но и обеспечивает динамику развития образовательных материалов. При этом традиционное электронное учебное пособие служит базовым источником информации.
Тогда магистратура может превратиться в структуру, создающую новые знания не только для целей обучения, но и для практического использования в трудовой деятельности. Если руководитель формулирует на блоге проблему или задачу исследования и предлагает несколько проблемных вопросов, то магистрант будет стараться самостоятельно найти ответы на эти вопросы и приступить к решению проблемы или задачи при постоянном общении с руководителем как с полноправным участником.
Технология e-learning 2.0 позволяет внести новые элементы при прохождении магистрантом практик и, особенно, при выполнении научно-исследовательской, проектно-конструкторской и другого вида работы.
Анализ организации образовательной деятельности в высшей школе показывает, что успешное обучение магистранта и студента уже в ближайшее время будет зависеть от эффективного использования существующих технологий, позволяющих быстро предоставить обучающимся необходимые знания и делающих их активными участниками образовательного процесса при условии участия преподавателей соответствующей квалификации. Преподаватель должен обладать не только определённой совокупностью знаний по дисциплине, но и уметь использовать в обучении современные дистанционные технологии, реализуя известные принципы педагогического дизайна.
Неподготовленность преподавателя стать лидером может оказаться непреодолимой преградой в использовании новых дистанционных технологий в обучении. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос об организации в университете специальных курсов под эгидой учебного управления с привлечением управления информатизации и института дистанционного образования для обучения руководителей магистерской подготовки и преподавателей по использованию современных технологий e-learning 2.0. Тем более что жизнь заставит внедрять новые технологии обучения не только для заочников, но и для студентов очной формы обучения в связи с сокращением объёма аудиторных занятий и усиления самостоятельности. Накопив опыт в работе с магистрантами–заочниками, можно будет быстро внедрить новые дистанционные технологии в очную и заочную формы обучения.
Статья подготовлена по опубликованным материалам открытой печати в порядке развертывания дискуссии о применении новых дистанционных технологий в образовательном процессе магистрантов и студентов.
Идея статьи была подсказана профессором Б.Л. Аграновичем.
А.Ф. ФЁДОРОВ, начальник отдела ИДО.