Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Гуманитарий в техническом вузе

Седельникова Ольга Викторовна, кандидат филологических наук, защитила диссертацию в 2000 г., работает на кафедре русского языка и литературы в должности старшего преподавателя с сентября 2000 г. С 1 ноября 2002 года работает в должности доцента.

Поводом для нашей встречи стал недавно выигранный молодым ученым грант Президента РФ. Разговаривая с любым человеком, добившимся в своем деле серьезных результатов, всегда интересно узнать, с чего он начал, о чем мечтал, кем видел себя в юности.

- В возрасте 16-17 лет, - рассказывает Ольга Викторовна, - когда приходится определяться с выбором профессионального пути, я была абсолютно лишена прагматизма, практических установок, мечтала соединить работу и творчество, не задумываясь о том, сколько я буду зарабатывать. Сначала хотела быть художником-модельером или дизайнером. Дома до сих пор хранятся старые рисунки, акварели, эскизы. В десятом классе решила, что хочу быть искусствоведом и поеду учиться в Питер, в академию художеств. Обложилась справочниками и книгами по искусствоведению… Но не все зависит от нас: я оканчивала школу в 1989 г., в очень неспокойное время, когда вся страна собиралась перед телевизорами во время трансляций первых шумных съездов народных депутатов, где спорили чуть ли не до первой крови, а в республиках некогда благополучного СССР разгорались межнациональные конфликты - Карабах, Прибалтика, Крым.... В такой обстановке мои родители категорически отказались меня куда-либо отпускать, упирая на то, что мы живем не в глубинке, и в Томске много отличных учебных заведений, где при желании можно выбрать любую специальность. Долгое время не могла решить, где хочу учиться: выбирала между филологическим и факультетом прикладной математики, так что в филологии я в какой-то мере человек случайный…

На мое недоумение по поводу выбора между столь разными факультетами Ольга Викторовна ответила, что они диаметрально противоположны только на первый взгляд. По ее мнению, любой анализ требует использования структурного мышления, без которого невозможно обойтись при оформлении результатов изысканий в любой сфере деятельности. Лингвистика же вообще сродни математике - те же самые законы, нормы, формулы…

- Если вспомнить годы учебы в университете…

- Как и в школе, училась хорошо, но не отлично, хотя, если сравнивать с тем, как учатся сейчас, могу сказать, что к нам предъявляли гораздо более серьезные требования, и пятерка ставилась не просто за полный ответ, но за способность мыслить достаточно самостоятельно. Так что мои несколько четверок мне не режут глаз, тем более, что преподаватели в большинстве своем нас оценивали индивидуально, по мере способности каждого. И если мне ставилась такая планка, значит, я ее заслуживала. Этот принцип засел во мне, и сейчас я нередко руководствуюсь им в своей работе. Важен не результат вообще, а личный результат каждого студента, с чего он начал и к чему пришел, хотя это требует огромного внимания к каждому, сидящему в аудитории.

Научной работой я начала серьезно заниматься на третьем курсе, когда нам было предложено выбрать спецсеминар. Тогда я долго думала, какую выбрать тему, к кому из преподавателей пойти и, наконец, решила, что буду изучать творчество Ф.М. Достоевского под руководством профессора Эммы Михайловны Жиляковой. Достоевский заинтересовал меня еще в школе, я никогда не воспринимала его как «тяжелого» писателя, наоборот, с первых страниц «Преступление и наказание» меня увлекло изображением внутреннего мира героя. А что касается научного руководителя, мне вообще везет в жизни на встречи с хорошими людьми, но эта встреча особая. Эмма Михайловна не только профессионал самого высокого уровня и как ученый, и как педагог, но и великолепный человек, способный почувствовать все особенности личности другого и выстроить с ним работу.

Вспоминая студенчество, Ольга Викторовна жалеет о том, что в начале 1990-х, в период всестороннего кризиса и духовной депрессии перед студентами не открывались такие разнообразные возможности совершенствования, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, программах грантов и стажировок. О финансировании командировок не могло быть и речи. Вопрос стоял о выживании российской науки. Тем не менее, успешно защитившую дипломную работу выпускницу рекомендовали в аспирантуру, обучение в которой логически закончилось защитой кандидатской диссертации, отдельные разделы которой прежде были опубликованы в авторитетных научных изданиях. Сразу после защиты в жизни Ольги Викторовны началась совершенно новая эпоха: ее пригласили работать в Институт языковой коммуникации ТПУ на кафедру русского языка и литературы. Перед ИЯК и сейчас стоит проблема значительного расширения круга преподавателей, имеющих ученую степень, поэтому приходу в коллектив молодого ученого были рады.

- Но мне в этот первый период знакомства с политехническим было очень сложно, ведь я по специальности литературовед, специалист по русской классической литературе XIX в. Думая о своем будущем, я даже не представляла, что мне предстоят такие серьезные изменения, а когда они начались, даже чисто психологически было очень непросто.

Первое время, пока перед началом учебного года формировалась нагрузка, мне настойчиво предлагали преподавать русский как иностранный, а я совсем не видела себя в этой сфере деятельности. Поэтому, когда мне все-таки поручили читать лекции и проводить практические занятия по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов дневного отделения ГФ, я была действительно рада, хотя по сравнению с тем, о чем я имела представление раньше, это был очень специфический курс. Первых своих студентов-политехников я вспоминаю с очень теплым чувством. Мы проработали с ними целый год. Для них это был первый курс, а для меня - первый год работы в новом статусе, на новом месте, с новыми требованиями. Со многими мы до сих пор разговариваем при встречах. Вообще мне тогда жилось «весело», нагрузки было столько, что я только успевала готовиться и проводить занятия, на рефлексию времени не было. Тем более что, как все молодые специалисты, я много подрабатывала в лицее и на подготовительных курсах.

И все-таки первые годы, как вспоминает Ольга Викторовна по прошествии пяти лет, мироощущение оставалось довольно трагическим: как, зачем она здесь, среди «технарей», кому нужен русский язык, а тем более литература? Каждый год менялась нагрузка, исчезла из поля зрения любимая литература, пришлось осваивать преподавание русского языка и стилистики… Но постепенно отношение к политехническому менялось, она пыталась обрести свое место в меняющихся жизненных условиях. Теперь Ольга Викторовна уверена, что нашла свое место, и появление гуманитария в техническом вузе - знак времени, необходимость соответствовать новым запросам. Ведь базовое гуманитарное образование просто необходимо специалисту будущего, а свободное владение ресурсами родного и иностранного языков очень важно и в профессиональном, и в человеческом смысле.

За пять лет работы в ИЯК О.В. Седельниковой сделано немало. Она подготовила и курсы лекций по дисциплинам «История мировой литературы и искусства», «Русский язык», «Стилистика русского языка и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование», «Зарубежная литература». По всем учебным дисциплинам ею разработаны рабочие программы и учебно-методические указания. Общий объем конспектов лекций составляет около 20 печатных листов. Две лекции по дисциплине «История мировой литературы и искусства» размещены на сервере ТПУ. Поскольку с первого года работы она начала преподавать «Русский язык» и «Историю мировой литературы и искусства» студентам ИДО, подготовила и издала рабочие программы, методические указания и контрольные задания по этим дисциплинам. Сейчас Ольга Викторовна заканчивает редактирование рабочей тетради по дисциплине «Русский язык» для студентов ИДО, издание которой планируется в 2006 г.

Молодой ученый активно занимается научной работой по тематике кафедры. В настоящее время в сфере ее научных интересов находится не только эстетические поиски русских писателей середины XIX в. - эпохи формирования психологической прозы, обеспечившей мировую славу русской литературе, - но и новые аспекты, связанные с необходимостью разворота к научной проблематике политехнического: проблемы перевода и взаимодействия русской и европейской культур, методологические аспекты совершенствования коммуникативной компетенции студентов технического вуза, общие проблемы гуманитаризации образования. Полученные ею научные результаты актуальны, имеют научную и практическую ценность, о чем свидетельствуют победы в конкурсах и программах последних лет. О.В. Седельникова опубликовала 30 научных статей, 2 из которых - в престижных центральных изданиях.

Как педагог, Ольга Викторовна, по собственному признанию, достаточно требовательна. С одной стороны, получить результаты от проводимых аудиторных занятий можно только тогда, когда ставишь перед студентами конкретные задачи и контролируешь их разрешение.

С другой стороны, она выработала эту позицию и в силу других причин: внешне после окончания университета мало отличалась от своих подопечных, которые поначалу принимали молодого преподавателя за студентку. В любом случае, она и тогда, и сейчас старается не «брать» аудиторию голосом, если уж есть необходимость, лучше задеть нерадивых за уязвимое место. Собственный школьный и студенческий опыт убедил - человек что-либо делает тогда, когда ему не только интересно, к большинству необходимо предъявлять требования. Значит, студент не безразличен преподавателю, его будущее интересно, по крайней мере, студент должен знать, что его не оставят в покое, пока необходимый минимум не будет выполнен.

- Это трудно, - признается Ольга Викторовна, - потому что требует постоянного внимания, вникания во все, что, согласитесь, в нашей суматошной жизни не просто. Но я даже немного горжусь тем, что кто-то говорит: «Читать художественные тексты их не заставишь», - а у меня читают с интересом большинство не только дневников, но и вечерников, и заочников, а потом обсуждают наперебой на семинарах. В современной ситуации, когда, порой, приходится слышать: «Откуда я знаю, кто такой этот ваш Стендаль», - огромное удовольствие слышать от студента восторженный отзыв от знакомства с тем или другим произведением классической или современной литературы.

Когда видишь, что все-таки разбил стеклянную стену и заинтересовал тем, что, в идеале, должно формировать образованного человека, понимаешь, что твои усилия не напрасны.

О.В. Седельникова руководит УИР и НИР студентов ИЯК. В 2004-2005 учебном году в ее спецсеминаре «Русско-европейские литературные связи и проблемы художественного перевода» работали 9 студентов 4 курса и 5 студентов 3 курса ИЯК. Ими было подготовлено 14 научных докладов для выступления на конференциях в Томске и в Санкт-Петербурге. 10 из них были опубликованы в сборниках материалов конференций. Последний год принес значительные результаты и в этой области: студентки V курса ИЯК О. Кореневская и И. Лиленко, активно занимающиеся научной работой под руководством Ольги Викторовны и имеющие в своем багаже более десятка публикаций, заняли второе и третье место соответственно в конкурсе «Лучший студент ТПУ 2004 г.», стали лауреатами конкурса на получение стипендий Президента и Правительства РФ, О. Кореневская стала в 2005 г. лауреатом премии Томской области в сфере образования и науки среди студентов-гуманитариев, а И. Лиленко выиграла конкурс именных стипендий мэра г. Томска.

С января 2003 года, помимо аудиторной нагрузки, Ольга Викторовна Седельникова была назначена заведующей сектором ОНИР СиМУ ИЯК. С этого времени она организует участие студентов и молодых ученых института во всех проводимых научных мероприятиях и конкурсах, участвует в подготовке и проведении научных мероприятий. Уже пять лет она -основной организатор олимпиады по русской и зарубежной литературе. Любимое детище последних лет – «Конкурс переводчиков», в основе которого ее идея, и очень радостно, что это нашло поддержку руководства института и ректората.

Радостно и то, что повседневная работа организатора молодежной научной деятельности приносит результаты: в 2004 г. двое студентов и двое преподавателей ИЯК стали лауреатами премии Томской области в сфере образования и науки, а в 2005 году пятеро студентов ИЯК заняли вторые и третьи места в конкурсе «Лучший студент ТПУ 2004 г.», появилось больше выигранных грантов российского и международного уровня.

Один из девизов молодого ученого Седельниковой: «Кто не ставит перед собой значительных целей, не пожинает и результатов». Достигнув немало, она старается активизировать работу молодых ученых института, стимулируя любую их деятельность, чтобы они постоянно помнили, что под лежачий камень вода не течет, а успех нужен, прежде всего, им самим - для личностного, карьерного роста, для финансового благополучия.

Одним словом, старается создать ситуацию, при которой людям хотелось бы работать как можно продуктивнее. В этом году по ее инициативе в институте был введен ежегодный конкурс «Лучший молодой ученый ИЯК». В силу разных обстоятельств, молодому преподавателю в первое время трудно обрети себя, определиться в сфере собственных научных интересов. Поэтому в помощь им в ИЯК в этом году был организован научный семинар под руководством доктора филологических наук, профессора З.И. Резановой и О.В. Седельниковой. Теперь молодые преподаватели, среди которых есть и выпускники ИЯК, получили возможность выбрать интересующее их направление, познакомиться с кругом научных руководителей и выстроить свою научную деятельность.

Что в ближайших планах?

Выигранный грант неизбежно активизирует работу над докторской диссертацией. Как руководитель сектора ОНИР СиМУ - продолжит начатое. Хочется также достойно привести к заветной черте четверых дипломников. Работа, работа и еще раз работа… При этом хочется общаться с близкими и друзьями, путешествовать, увидеть мир, чувствовать пульс жизни… Планов громадье!

Каковы корни?

Отец Ольги Викторовны ушел из жизни до обидного рано. Был физиком, учился и работал в политехническом. Мама два года проучилась на ФТФ, а затем ушла на филологический, будучи на пенсии, до сих пор работает в одной из томских школ завучем. В семье вообще только физики и лирики. Люди, которым она очень многим обязана - родные. Дед командовал инженерными войсками, но несмотря на то, что был военным, обладал необыкновенным слогом и был глубоко нравственно достойным человеком. После выхода на пенсию с годика воспитывал внучку, много читал и рассказывал. Бабушка всю жизнь работала в библиотеках. Читатели были ее духовными друзьями. Так что тяга к языку и литературе у Ольги Викторовны не случайна.

При этом тетушка - кандидат физико-математических наук, дядя - доктор физико-технических наук, выпускник ТПУ, лауреат Госпремии.

- Так, значит, дорога рано или поздно должна была привести в политехнический?

- В этом есть своя логика. Сейчас для меня ТПУ - родной, доброжелательный, дающий перспективу вуз, поэтому сделать, в том числе и на его благо хочется многое…

Да будет так! Удачи Вам, Ольга Викторовна, хоть только на нее Вы, по-моему, не надеетесь, потому что привыкли всего добиваться упорным трудом. Успехов!

Беседовала Галина ВЕНДЕЛЕВА.