Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Ю.П. Похолков, проректор по научной работе, профессор

I. В перспективе вижу превращение ТПИ в высший технический университет, в котором для подготовки инженерных и научных кадров будут собраны преподаватели и научные сотрудники самого высокого класса, включая коллег, приглашенных из-за рубежа. Считаю, что при этом должна быть существенно усилена фундаментальная научная, гуманитарная и гуманистическая подготовка студентов. Кроме требований к высокой квалификации и культуре, в будущем безусловным для выпускников должно быть свободное владение одним из иностранных языков, умение в своей деятельности использовать персональные компьютеры. Мы должны наладить устойчивое и эффективное сотрудничество с зарубежными партнерами, в рамках которого будет осуществляться регулярный обмен студентами, аспирантами, научными сотрудниками, научными и методическими разработками. Основные проблемы сегодня:

  • Слабая и старая материальная база института.
  • Низкий уровень социального обеспечения студентов.
  • Высокая нагрузка преподавателей, препятствующая эффективной работе.
  • Громоздкая бюрократическая машина управления институтом, неэффективная структура его организации, отчуждающая от результатов труда научных работников, рабочих и служащих.

Представляется, что основные пути решения этих проблем могут быть следующими:

  1. В связи с реорганизацией ТПИ в технический университет необходимо добиться существенного увеличения финансовых и материальных средств Госкомитета по образованию СМ РСФСР, Минвуза РСФСР.
  2. Добиться передачи в ведение местных Советов жилого фонда института, прекратить бесконтрольно и неэффективно расходовать средства на так называемый капитальный ремонт этого фонда и учебных корпусов.
  3. Изменить структуру института. На основе естественно сложившихся связей, исходя из экономической целесообразности, создать в институте новую систему учебно-научных комплексов. Предоставить юридическую, экономическую и хозяйственную самостоятельность крупным учебно-научным объединениям (УНО, факультетам и в ряде случаев крупным кафедрам).
  4. Институт (в будущем – Высший технический университет) должен представлять из себя ассоциацию юридически и экономически самостоятельных учебно-научных объединений, управляемых президентским советом во главе с ректором - председателем этого совета (по типу высших технических колледжей в США, Англии, Китае). При президентском совете (при согласии членов ассоциации) могут находиться какие-либо хозяйственные, научные или учебные подразделения, обслуживающие на хозрасчетной (или какой-либо иной) основе учебно-научные объединения, входящие в ассоциацию.
  5. Углублять хозрасчетные отношения (аренда, коллективный порядок и т.п.). Научиться самим зарабатывать средства, увеличивая объем НИР в институте, расширяя внешние связи, совершенствуя систему внутрихозяйственного расчета.
  6. Организовать систему временных экспертных групп для анализа проблем, возникающих в ходе работы и выработки рекомендаций по решению этих проблем. Создать специальный фонд для финансирования временных экспертных групп.
  7. Существенно сократить прием студентов на первый курс в институт, повысив требования при приеме. Сокращение контингента студентов при сохранении контингента преподавателей и наращивании материальной базы позволит существенно улучшить быт, социальные условия жизни студентов, улучшить условия работы преподавателей.
  8. Перейти на подготовку специалистов по прямым заказам предприятий и государственным заказам. Добиваться автономной самостоятельности вуза.

II. Дальнейшая перестройка высшей школы, по-моему, в усилении гибкости системы подготовки кадров, в предоставлении вузу больших прав. Каждый вуз должен и может иметь свое \"лицо\", свою систему подготовки кадров, иметь возможно более широкий оперативный простор для своих действий.

III. Дальнейшее развитие интеграции учебного и научного процессов может проходить в рамках вновь организуемых самостоятельных структурных подразделений при объединении в них фондов оплаты труда (госбюджет на подготовку кадров, госбюджет на научную работу, средства на науку и подготовку кадров от промышленных предприятий и отраслей).

IV. См. П 1 - 8 в разделе I.

V. Нужно стимулировать активность студентов в сфере самоуправления и управления институтом, предоставив им большие, чем сейчас права. Привлекать для участия в составлении учебных планов, программ, предоставить право изучения дисциплин по выбору. Изменить системы оценок знаний, добиться существенного увеличения размера стипендий. Организовать студенческие союзы, передав им право распределять стипендии, решать социальные вопросы. Контролировать и организовывать быт в общежитиях. Вообще общежития нужно передать студенческим организациям в полную собственность (или аренду?).

VI. Ректор, по-моему, должен заниматься вопросами перспективы, решать стратегические задачи. Заместители - оперативные текущие задачи, организовать и контролировать текущие задачи.

VII. Демократический социализм.