Для тех, кто не погружен глубоко в проблемы энергетики, энергоемкости российского ВВП, принятие закона РФ «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года) – вполне понятный и однозначный «дорожный знак», указывающий России движение по пути высокоэффективного расходования энергетических ресурсов
А если вспомнить выступление Президента РФ Д.А.Медведева, новый перечень перспективных направлений развития науки и технологий, список прорывных технологий, то станет понятным, что инновационный путь развития – это путь широкого распространения высокоэффективных техник и технологий, бережливого отношения всех и каждого к природным богатствам нашей страны.
Для тех же, кто профессионально занят проблемами энергосбережения, оптимизм «подпорчен» осознанием того, что этот закон об энергосбережении уже не первый.
Подобный был лет десять назад. Были и поправки к нему, десятки постановлений Федерального Правительства и Правительств субъектов федераций, Федеральные целевые программы, отраслевые региональные (территориальные) программы энергосбережения. Да мало ли что было! Не было только одного – реальных успехов в деле повышения энерго- и ресурсоэффективности нашей экономики, сбережения энергоресурсов в быту. Смущает также мощная пропагандистская кампания по сбережению электроэнергии, расходуемой на освещение путем замены ламп накаливания на новые, энергосберегающие. Отчего бы это «смущение»? Объясню… Во-первых, в нашей холодной стране существенно меньше половины энергоресурсов расходуется на производство электрической энергии. Остальное идет на производство тепла. Во-вторых, на освещение мы тратим около 15 процентов от потребляемой электроэнергии, из этого следует, что потенциал энергосбережения в освещении очень невелик в общем потенциале энергосбережения, который составляет 40-45 процентов от ежегодного потребления энергоресурсов (400-450 миллионов тонн условного топлива). Возможно, что так активно взялись за освещение, поскольку сбережение энергии на освещение доступно везде и каждому. Ведь надо же на чём-то приучать россиян к бережному отношению к энергоресурсам?!
По-хорошему, повышать эффективность использования ресурсов надо на всех этапах их жизненного цикла: поиск, разведка, добыча, предварительная подготовка, транспортировка, сжигание, производство тепловой и электрической энергии, их транспортировка и распределение и, наконец, потребление (в том числе и для освещения).
Если бы удалось во всех этих процессах достичь уровня эффективности передовых стран, то и был бы реализован названный выше гигантский потенциал энергосбережения, равный чуть ли не половине суммарного потребления энергоресурсов.
А теперь о законе. Он производит хорошее впечатление своей системностью, широким охватом проблемы, конкретикой, содержит 50 статей, из них 29 – основных, объединенных в 9 глав. 10-я глава в составе 21 статьи посвящена внесению изменений в целый рад федеральных законов и других документов, сопряженных с энергосбережением и энергообеспечением. В первых двух статьях уточнены основные понятия, используемые в настоящем законе; обозначено правовое поле, на котором будет действовать закон; принципы правового регулирования и сфера действия настоящего закона. Подробно расписаны полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Третья, самая объемная глава, посвящена государственному регулированию этой деятельности в различных сферах: в обороте товаров различного назначения; в зданиях и сооружения; в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; в экономике субъектов Российской Федерации и в экономике муниципальных образований. В этой же статье регламентируется учет используемых энергоресурсов и применение соответствующих приборов учета.
Четвертая глава посвящена энергетическому обследованию и составлению энергетических паспортов (это то, чем преимущественно занимается РЦР ТПУ при выполнении заказных работ). Рамки статьи не позволяют продолжить обзор закона, лучше с ним ознакомиться в оригинале. Хочется верить, что судьба у него будет лучше, чем у предшественников.
Мы у себя в региональном центре ресурсосбережения почувствовали первые признаки его действия: увеличилось число заказчиков на энергообследование, впервые за шесть лет зал технопарка, где проходило ежегодное Всероссийского совещание «Энергосбережение, энергоэффективность и энергетическая безопасность регионов России» был переполнен (18 ноября 2009 года). Похоже, что лед тронулся?!!
И наконец, ответ на волнующий всех вопрос: «Как переживет Сибирь зиму 2009-10-го года после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС? 22 октября 2009 года состоялось совместное заседание координационного совета по энергетике Сибири, координационного совета по энерогосбережению МА «Сибирское соглашение» и совета Сибирской энергетической ассоциации. Судя по тому, что записано в двух решениях этого совещания, ситуация с прохождением зимнего периода сложилась сложная, но не критическая. Энергетики делают все возможное, чтобы сибиряки не остались без света и тепла, а промышленность не понесла больших потерь из-за недоотпуска энергии. Во втором решении, полностью посвященном энергосбережению, сделан вывод о настоятельной необходимости заняться реальным энергосбережением, а не декларированием благих намерений. Что особенно актуально в сложившихся условиях.
В канун Дня энергетики сердечно поздравляю всех, кто обогревает и освещает нас. Корысть и разгильдяйство современных горе-менеджеров поставили специалистов своего дела в тяжелейшие условия. Мужества вам, коллеги-энергетики!
Пусть наступающий Новый год будет лучше уходящего, то есть без кризисов, аварий и потрясений.
Василий УШАКОВ,
директор регионального Центра ресурсосбережения ТПУ.