Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Шёлковый путь

Олег Плотников

В 2010 году Люция Камалетдинова окончила магистратуру ТПУ (научный руководитель – профессор С.Л. Шварцев). Во время подготовки магистерской диссертации работала по международному гранту РФФИ (Россия + Китай), приезжала в Китайский геологический университет (г. Ухань). По окончании поступила в аспирантуру Пекинского университета. Сейчас проходит обучение китайскому языку. На время зимних каникул (Новый год в Поднебесной – главный праздник) вернулась в Томск.

Что касается научного интереса, то он – от профессора Шварцева, авторитет которого для тамошних гидрогеологов непререкаем. Имя учителя, конечно, помогает, но нужно зарабатывать собственное. Так что теперь её научный руководитель – профессор Китайского геологического университета (г. Пекин) Ванг Гуанг Цай. В числе его студентов – 2 аспиранта (в том числе Люция) и магистранты. Всего – 18 человек. Люция приступит к диссертации на следующий год, после того как изучит китайский (сама защита – на английском). По условиям пребывания китайское правительство выплачивает стипендию в 2 тысячи юаней. Это около 10 тысяч рублей, но по тамошним меркам – сумма вполне приличная. Медстраховка и жильё – бесплатно. Объект исследования – самое крупное в Китае пресноводное озеро Поянг. У этого природного водохранилища есть проблемы с гидрологическим режимом. Соответственно, есть над чем подумать исследователю, и не только потому, что среди водопотребителей – крупная городская агломерация и близлежащие аграрные предприятия… Конечно, проблемой Поянга занимаются свои специалисты. Но они на этот водный объект смотрят не так, как российские гидрогеологи. Есть свои методы, но интересуются мнением Томской гидрогеологической школы.

Сейчас участвует в подготовке заявки на совместный грант. Если получится, финансирование будет и от России (РФФИ, на два года), и со стороны Государственного фонда естественных наук Китая (NSFC). Ну, а пока по электронной почте списывается с профессором Ванг ГуангЦай (согласовывает тему, уточняет научный план), и вскоре должна вернуться в Пекин.

– Что удивило, так это материальная база университета, – говорит магистр техники и технологии Томского политехнического университета Л. Камалетдинова, – уровень обеспечения. Если от ТПУ ехать, то огромное количество бумаги нужно извести. А у них это значительно легче и проще, получить деньги на поездку можно, не прилагая титанических усилий. Там в аспирантуре на кафедре тектоники парень из Иркутска – 3-й год обучения. Так вот. Он говорит, что абсолютно всё, что необходимо для работы, есть: любые пробы, анализы, материалы, аналитическое оборудование. Только работай. В общежитии для иностранцев – горячая вода 24 часа в сутки. Живу в комнате одна, есть кухня и возможность готовить. Можно пообедать в ресторане (вкусно) или в столовой (скорее всего, не вкусно, зато открывается в 6.30). Есть доступ в Интернет, Wi-Fi. Вот только вместо сайта YouTube – китайский Youku.

В общежитии отопление включили в ноябре. В январе днём 2–4, ночью минус 10–12. Снега нет, но есть ветер. За прошедшие 4 месяца два раза шёл дождь. Студенты с термосами, бутылочками – кипяток пьют. Для них вообще никаких проблем просто не существует. Постоянно высокий эмоциональный фон. Поют, радуются, как дети, принимают всё как есть. Из любого «минуса» получают «плюс»: взять ту же придумку с кипятком – и согревает, и полезно. Кстати, в любом офисе тоже на выбор предложат зелёный чай или кипяток. Так принято.

Билет в метро – 2 юаня (примерно 10 рублей), система безопасности и ощущение, что ты под защитой. И вообще в Пекине это чувство не покидало, а на Родине – наоборот. Компактный кампус, чисто, как на главных улицах. Точнее, мусорят, но каждое утро, а ходила пешком, – чистота и порядок. У здания Пекинского университета – статуя Мао Цзэдуна. Каждый, с кем довелось говорить о нём, искренне благодарит Мао за всё, что он сделал для китайского народа. И главное: прошлое им не мешает развиваться, и весь Китай сплочён одной идеей.