Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Инновационный ПРЕССИНГ

Екатерина Семёнова

КАК ИНЖЕНЕРЫ ИСКАЛИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С «АКУЛАМИ ПЕРА»

Первого марта в мир пришла весна, а в ТПУ – 15 журналистов томских СМИ, желающих воочию увидеть инновационные проекты политехников, и самое главное – понять, что же такое «инновации», о которых говорят одновременно и много, и ничего. Идея организовать пресс-тур по малым инновационным предприятиям ТПУ зрела давно, причем не только у вузовской пресс-службы, но и в Департаменте по информационной политике Администрации Томской области. И это было необходимо, поскольку около года назад Президент РФ Дмитрий Медведев разрешил считать Томскую область инновационным центром России. Слово «инновация» с тех пор вошло в наш лексикон прочно и надолго. Но самое парадоксальное, что, несмотря на его широкое распространение, до конца все-таки мало кто понимает, что такое инновационный проект, и с чем его «едят».

Чтобы убедиться в этом, мне было достаточно пройтись по коридорам главного корпуса ТПУ и задать встречным всего один вопрос: «Что же такое инновации?»

– Что-то новое (2 человека).

– Перемены, то, что меняет жизнь к лучшему (1 человек).

– Какой-то технический прогресс (2 человека).

– Это в науке что-то новое, должно быть. Я не знаю (1 человек).

– Новое, внедренное в практику (1 человек).

– Новые разработки, проекты, которые направлены на изменение нашей жизни к лучшему (2 человека).

– Модное слово, которое меня, если честно, пугает (1 человек).

А некоторые и вовсе затруднились ответить на такой, казалось бы, простой вопрос.

Еще смущало, что мало кто из наших учёных может ПОНЯТНО и ИНТЕРЕСНО рассказать о своем изобретении, по сути, своем детище. Как показывает опыт, презентации проектов изобилуют «трехэтажными» техническими терминами и аббревиатурами, а журналисты, пытаясь уцепиться хоть за что-то, начинают задавать поверхностные или, как принято считать, «глупые» вопросы. Поэтому с самого начала организации пресс-тура был риск, что журналисты и учёные попросту не поймут друг друга.

И все-таки, посещение трех малых инновационных предприятий ТПУ было запланировано: ООО «НПЦ Киберцентр», ООО «НПО Редвилл» и ООО «Сибтест», предварительно мы попросили наших ученых представить, что разговаривать им придется с гуманитариями, или детьми, или «блондинками», в конце-концов.

Сотрудники МИПов, воодушевившись новым опытом, а может, наступившей весной, с удовольствием рассказали о своих инновационных разработках и даже продемонстрировали их в действии.

Директор ООО «Киберцентр» Сергей Семыкин показал возможности информационно-телекоммуникационной системы «АГАТ» для автоматизации таксопарков, которая успешно работает в Новосибирске, а также системы управления городским пассажирским транспортом и системы мониторинга транспорта «Скорой помощи». Журналисты удивлялись, что все эти разработки уже внедрены и используются в самых «бытовых» сферах.

Виталий Редько, директор ООО «Редвил», рассказывая об оборудовании для технологического контроля кабельного производства, которое производит его компания, признался, что начинать свое дело сложно, а если оно еще и с инновационной сферой связано, то это двойной риск, несмотря на принятый 217-й Федеральный закон.

– Мы привыкли работать в интеллектуальной сфере, а тут попутно приходится решать массу организационных вопросов, к этой сфере не имеющих никакого отношения, – сказал он.

Журналисты задавали много вопросов об уникальности «иннопродуктов» и о перспективах их внедрения в жизнь, интересовались количеством рабочих мест на созданных инновационных предприятиях и уровнем зарплат сотрудников.

На предприятие «Сибтест» представители СМИ явились не с пустыми руками: на испытание были принесены сосиска и водка – самые «народные» продукты. Сотрудники «Сибтеста» «препарировали» принесенные деликатесы, параллельно рассказывая о своих инновациях. Журналисты внимательно слушали, а исследование, тем временем, показало, что содержание влаги в сосиске оказалось выше допустимого на 5%, а протестированный алкогольный напиток соответствует всем параметрам водки, изготовленной из спирта класса Люкс.

По отзывам представителей средств массовой информации, таких информативных и интересных мероприятий в Томской области давно не было, а в инновационном центре России, коим считается Томская область, пресс-туры на подобные темы нужно проводить регулярно.

– Часто журналисты узнают об инновациях на заседаниях чиновников. А томичи, да и сами журналисты, как правило, об этих разработках и их применении не имеют никакого представления. Подобное посещение предприятий и взгляд на них «изнутри» позволяют получить внятное представление о том, чем занимаются томские инноваторы, – поделилась впечатлениями Залина Плиева, корреспондент «РИА Новости».