Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Многообразие талантов

Максим Мясоедов

Кле?змер – традиционная нелитургическая музыка восточно-европейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители этой музыки – кле?змеры. Истоки клезмера находятся как в древнем еврейском фольклоре, так и в музыке соседних народов, особенно молдавской. Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах. Концерт Леонида Хенкина, при виртуозной поддержке друзей-музыкантов: заслуженного артиста России Виктора Королёва, Алексея Пиоттуха и Вячеслава Крестинина, прошедший 3 ноября в рамках проекта «Арт-площадка «КультСреда» в МКЦ ТПУ назывался «Клезмер и не только».

Первое отделение концерта было почти полностью посвящено мировым инструментальным шедеврам вроде «Tico Tico» Зекиньи де Абреу и «Petite Fleur» Сиднея Бешe, «All of Me» Д. Маркса и С. Симмонса, и «Чардаш» Витторио Монти, тему которого блистательно исполнил скрипичными флажолетами Виктор Сергеевич Королёв. Это было достойное выступление прекрасных музыкантов.

Широко известны и любимы традиционные еврейские пьесы «7-40» и «Хава Нагила», но когда видишь и слышишь, как исполняет их Леонид Хенкин, приобщаешься к великой древней культуре. Когда слышишь сочинение «Yidishe mamme», становишься на мгновение сыном библейского народа.

В кажущейся простоте клезмерской музыки скрыты глубины, постигаемые только с возрастом и с опытом.

17 ноября состоялся уникальный концерт-встреча с этнической культурной традициией Горной Шории и с потомственной сказительницей рода Таннагашевых Чылтыс Таннагашевой. В концерте также принимали участие Константин Килин и ансамбль хореографических миниатюр Кемеровского государственного института культуры «Тывалтай».

Считается, что женщины не могут заниматься ни сказительством, ни непосредственно связанным с этим горловым пением. Но, несмотря на эти традиционные предрассудки, Чылтыс Таннагашева, продолжая традиции своей семьи и дело своего отца, активно концертирует и принимает учас-тие во всевозможных фестивалях и конкурсах. К счастью, регулярно происходят крупные региональные и международные фестивали этнических культур малых народов, неоднократными лауреатами которых становились и Чылтыс, и Константин Килин, и третий участник концерта – ансамбль хореографических миниатюр Кемеровского государственного института культуры «Тывалтай». Хореографическая подготовка, не встречающаяся, пожалуй, в народной среде, помогает донести заложенную при постановке номера ту или иную этнографическую идею, образно представить существенные моменты жизненного уклада народа. В этом, наверное, заключается характерная особенность культур малых народов – им удаётся совместить в свободном творчестве и характерные детали бытового уклада и связанные с верованиями предков ритуалы и традиции.

Следующий концерт состоялся 17 ноября. Можно понять, почему Константину Мыльцеву, известному томскому автору-исполнителю, инициатору проекта «Авторская среда – возрождение традиций» и одному из организаторов концерта Елены Фроловой, было трудно представить аудитории, собравшейся в концертном зале МКЦ ТПУ, эту удивительную артистку, глубочайшего современного автора. Как определить то, что поддаётся только ощущению предчувствия? Как сформулировать мысль, обозначив явление, масштаб которого не укладывается в привычные горизонты?

Елена Фролова отдаёт себе отчёт в важности одного отдельного шага на пути к возможному. Делает эти шаги отважно и осмысленно, находя сдерживающие стихии слова, укрощающие бури мелодии. С каким мастерством сочетает она сложную ритмику своего гитарного аккомпанемента и трезвую напевность повествования «близким» голосом. Что это за умение, в трёхсотместном зале петь для каждого конкретно, разговаривая по душам с целым залом?!

Многие люди, пытавшиеся в антракте и после концерта делиться впечатлениями, признавались в разговоре, что не могут до конца выразить свою мысль, точно описать свои ощущения, что-то упорно ускользает от плена фиксации. Что-то остаётся неуловимым, недоступным для рационального понимания и объяснения. Не в этом ли суть искусства?