Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Есть контакт!

Информационная справка: Berufsakademie Heidenheim, г. Heidenheim - основана в 1976 году, количество обучающихся студентов - 1441.

Обучение на немецком языке, есть возможность обмена студентами (в рамках сотрудничества между партнерскими университетами): 3-месячный семестр - обучение на английском языке, также - возможность прохождения практики в немецкой компании, основные языки - английский, немецкий.

Примерно 60% студентов после окончания BA остаются работать в тех компаниях, к которым они были прикреплены во время прохождения обучения. (Остальные либо находят наиболее выгодные предложения, либо, что тоже случается, уезжают работать за границу).

У студентов академии есть возможность обучаться в партнерских университетах, а также проходить практику в любой точке света (Новая Зеландия, Австралия, США, Франция...). Предыстория.


В рамках партнерского соглашения между Томским политехническим университетом и Berufsakademie Heidenheim (Германия) я, студентка 4 курса Института международного менеджмента ТПУ, с начала октября до конца декабря обучаюсь в этом образовательном учреждении. Идея и основной принцип обучения в Berufsakademie (BA) даже для Германии являются особенными (\"extra\", как здесь говорят) и нуждаются в предварительном объяснении.

Особенность образования в Berufsakademie.

Во-первых, данное образовательное учреждение существует не во всех землях Германии. В большинстве своем Berufsakademie сконцентрированы на территории юга Германии, где находятся такие гиганты, как Voith (Хайденхайм), Bosch, Mersedes Benz, Порше (Porch) (Штутгарт). Это место славится своими новейшими инновационными разработками, концентрацией основных рабочих мест, высоким производственным и научным уровнем развития. Дословный перевод Berufsakademie с немецкого – профессиональная академия, что непосредственно отражается на образовательном принципе. Студенты академии чередуют работу в компании (3 месяца) с обучением в Berufsakademie (3 месяца). Чтобы обучаться в BA, будущему студенту необходимо сначала найти компанию, в которой он будет работать на протяжении 3-х лет учебы.

После переписки и ряда собеседований при успешном прохождении конкурса между компанией и студентом подписывается контракт, затем компания отправляет студента в Berufsakademie. Как правило, в данном контракте указывается сумма стипендии (или, более верно, \"зарплаты\" студента), которая выплачивается независимо от того, проводит он это время в стенах организации, работая наравне с полноценными сотрудниками 7 или 8 часов в день, или же проходит обучение в BA. Сумма стипендии студента колеблется от 600 до 800-900 евро в месяц - в зависимости от компании и факультета, который выбирает студент (как мне сказали по секрету немецкие студенты, IT-шникам платят больше, но это тоже - как повезет). Сама идея создания подобных академий, безусловно, пришла от непосредственных заказчиков - немецких компаний, которые диктовали новой образовательной структуре, какие специалисты нужны, и в каком количестве.

Несмотря на то, что Berufsakademie не является высшим образовательным учреждением, как показывает опыт и как говорят сами студенты и выпускники BA, они являются более востребованными на рынке труда, чем выпускники немецких вузов; компании более охотно приглашают на работу человека, не на словах знакомого с производственным процессом или, скажем, с работой отдела закупок или маркетинга.

На протяжении трех лет обучения компании, в которых работают студенты, и Berufsakademie очень плотно сотрудничают, что можно проследить на примере проекта, в котором мне удалось принять участие в Berufsakademie Heidenheim.

Проект e-Jack.

Предмет, в рамках которого мы реализовывали наш проект, называется Innovation and product management. Я попала в группу, которая занималась разработкой нового типа гидравлического домкрата. Особенность (инновация) данного домкрата заключается в том, что он работает от энергии автомобильного прикуривателя (12 V), не требует физических усилий и способен поднимать тяжеловесные машины (рассчитан на премиум класс). Основная идея проекта (который затем стал носить название e-Jack) - автоматическое поднятие машины за относительно короткое время с использованием подручной энергии (прикуриватель).

Моя команда состояла из 11 студентов, 5 из которых были с факультета Product Engineering, трое – Economic Engineering, один парень с машиностроительного факультета (Mechanical) и двое иностранных студентов (я - из России и девушка из Мексики).

В предшествующем семестре моей командой уже была сделана предварительная работа по проекту, а именно: исследование рынка, анализ конкурентов, SWOT-анализ (маркетинговая часть). По техническим вопросам были проведены тесты на подъем автомобиля разными домкратами (использовались параллелограммный домкрат, ромбический и гидравлический), был найден оптимальный вариант для усовершенствования - гидравлический домкрат (выбор этот брался не из \"воздуха\", а опирался на предварительное исследование технических условий заказчика - студенты проводили опрос на то, каковы наиболее важные характеристики домкрата для потребителей). В рамках менеджмента была разработана оргструктура команды, определены роли (лидер проекта, отдел маркетинга, отдел дизайна и конструкторский отдел, менеджмент качества и финансовый отдел).

В целом, каждый пункт проекта был подробно прописан - начиная от идеи и заканчивая выбором возможных поставщиков для деталей домкрата.

Мой приезд в Германию и работа в команде совпали со вторым - финальным - этапом работы над, возможно, новым продуктом на немецком рынке. Так как технический специалист из меня никакой и, честно говоря, от самого звучания проекта, как немецкого (\"Elektrischen wagenheber mit hydraulischem Teleskopzylinder\"), так и английского (\"Electric hydraulic car jack\") у меня многозначительно-непонимающе расширялись глаза, я присоединилась к маркетинговой команде, которая теперь состояла из 3-х человек. В наши задачи входили: разработка логотипа, названия проекта и продукта, шаблонов для всей документации, разработка сайта проекта, наполнение его контентом, работа со спонсорами, подготовка пригласительных флаеров для компаний на финальную презентацию всех проектов (кроме нашего проекта, было еще два), работа в команде над тем, какая информация пойдет в презентацию, разработка маркетинговых стратегий для продвижения нашего e-Jackа. На плечи нашего \"маркетингового лидера\" Ани Циллер легло размещение информации о проекте в местных газетах на автомобильную тематику и просто в еженедельных изданиях Штутгарта, Ульма, Аугсбурга.

Работа в немецкой команде.

По предмету Innovation and product management у нас были лекции, но большое внимание, да и больше времени уделялось работе в команде, т.к. от результатов этой работы зависела оценка, аттестация по этому предмету.

Вопреки всяким стереотипам, работать с немцами в команде было одно удовольствие, чувствовала я себя совершенно комфортно, даже когда они забывались и разговаривали только на немецком (обучение у нас было на английском). На мой взгляд, немецких студентов отличает высокий уровень самостоятельности, выполнение проекта поэтапно (а не одним рывком в последний момент, когда все сроки уже прошли), четкая организация работы (каждый знает свои обязанности, никого не нужно \"пинать\"), спокойная уверенность в успехе своего дела. При этом они совершенно открыты для мнения со стороны, и даже очень его приветствуют, нет \"слепого\" отстаивания своей позиции, того самого отрицательного упорства, которое совершенно разрушает командную работу.

Каков бы ни был конечной результат нашего проекта (а он будет, я уверена, успешным), от него с \"моими немцами\" у меня останутся очень приятные воспоминания плюс к международному опыту работы в одной команде.

Сейчас работа над проектом практически завершена, на днях состоится финальная сборка, монтаж домкрата (все скрестили пальцы, чтобы наше изобретение работало по плану). 3 декабря на суд нашим спонсорам (а среди них такие компании, как Voith, Zeiss) и всем приглашенным компаниям (в основном это компании, в которых работают студенты моей и других команд) представим презентацию нашего проекта, а также осуществим на глазах у зрителей торжественное поднятие автомобиля с помощью e-Jack. Подводя итоги, хотела бы сказать, что подобные проекты, как и в целом проекты по обмену между университетами разных стран, являются очень полезными не только в непосредственно утилитарном смысле - приобретение новых знаний, опыта, получение необходимых кредитов или сертификатов, но и в смысле культурного расширения \"горизонтов\" сознания, изменение \"российского\" (или немецкого) мышления на \"мировое\", открытое для любого мнения, принимающего любую культуру такой, какая она есть.

P.S. Две недели назад я узнала в международном офисе Berufsakademie о том, что немецкая студентка из BA собирается ехать к нам по такой же обменной программе в Томский политехнический университет в феврале следующего года. Раздобыв ее электронный адрес, написала ей письмо с предложением встретиться, поговорить о России, Томске, Германии. Я получила ответ, полный восторга и благодарности, а на прошлых выходных я уже была у нее в гостях в городе Nurnberg (Бавария), где мне устроили замечательную экскурсию по недостроенному \"Колизею\" Гитлера, музею немецкого художника А.Дюрера и просто по этому уже совсем рождественскому, милому городу. И я знаю, что когда приеду в Томск, то с огромным нетерпением буду ждать немецкую гостью, чтобы оказать ей насколько можно теплый и радушный прием в нашем сибирском городе.

Веб-сайт нашего проекта: http://e-jack-online.de
Адрес веб-сайт BA: http://www.baheidenheim.de

Екатерина БОБРОВА, гр. 014А51 гр., 4 курс ИММ, очно-заочное отделение, ТПУ.