Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Женский университет сибирячек

Независимо от признания так называемой \"женской истории\" как особой, история становления высшего женского образования в России заслуживает почтительного к ней отношения по ряду обстоятельств. Во-первых, путь женщины к знаниям, к науке, к участию в общественной жизни, к утверждению значимости своей в семье был нелегок, во-вторых, в этой истории задействованы мужчины-интеллектуалы, участие которых скрепляет целостность мужской и женской истории и поднимает планку в оценках происшедших событий.

Борьба женщин и мужчин за высшее женское образования - это часть \"женского вопроса\", эмансипации женского движения, всего социокультурного развития России.

Примером тому может служить история создания и деятельности сибирских высших женских курсов в Томске, не без основания названных общественностью \"Сибирским женским университетом\". Официальные годы жизни этого замечательного образования - 1910-1920, но фактически к 1918 году, когда были сняты все ограничения для женщин в получении высшего образования, в них не стало необходимости.

До создания СВЖК в стране уже работали подобные учебные заведения, в числе которых - всем известные Бестужевские женские курсы, открывшиеся в 1878 году в Санкт-Петербурге, с выпуском учителей и врачей. Рождение ВЖК - это ответ общественности на запрет, установленный университетским Уставом на посещение лекций в вузах женщинами.

В некоторых университетских городах в обход государственной политики, в рамках предоставленной автономии в начале ХХ века женщинам позволяли посещать вузы в качестве вольнослушательниц. Так было и в Томске. В 1906 году Советы университета и технологического института объявили о приёме женщин в качестве вольнослушательниц. Не прошло и двух лет, как был спущен сверху циркуляр: не принимать в высшие учебные заведения \"лиц женского пола\". Интеллигенция Томска отреагировала незамедлительно, решив организовать высший историко-философский кружок для слушателей обоего пола. Но в 1909 году и его закрыли. Просвещенная часть томичей не останавливалась в состязании с властями по вопросу: быть или не быть высшему образованию для женщин.

В октябре 1910 года при университете открылись Сибирские высшие женские курсы, сначала с одним естественным отделением физмата, а через год - со вторым - математическим. Это было частное учебное заведение, деятельность которого на 80 процентов обеспечивалась платой за учебу. Остальное - субсидии города, обществ, частных лиц, которые не очень-то торопились проявить себя в щедрости.

Первым директором СВЖК был профессор по кафедре минералогии технологического института Аркадий Валерьянович Лаврский - талантливый педагог, популяризатор своей науки, создатель минералогического кабинета, химической и кристаллографической лаборатории не только в ТТИ, но и на курсах. Секретарем Совета курсов избрали ординарного профессора по кафедре палеонтологии ТТИ Михаила Эрастовича Янишевского, незадолго до этого защитившего докторскую диссертацию в Казанском университете.

Несмотря на солидный взнос за учебу (120 рублей в год) в перый год работы курсов условия для занятий были удручающими. Даже чрезмерными усилиями председателя \"Общества для доставления средств курсам\" профессору технологического института Ефиму Лукьяновичу Зубашеву удалось собрать в казну не более 5 тысяч рублей, а выделение городским управлением 10 тысяч годовых получили не сразу. Преподаватели и слушательницы ютились в арендованном деревянном доме, площадь которого, по словам профессора зоологии Н.Ф.Кащенко, предназначена была для семьи среднего класса из 6 человек, а предстояло разместить 80. В этом помещении отвели место минералогическому и директорскому кабинетам и не забыли про чайный буфет. Не имел своего постоянного места палеонтологический кабинет, а потому, пишет всё тот же профессор, с костями и другими препаратами приходилось кочевать, дожидаясь свободного угла. Нередко проводились занятия совместно со студентами в аудиториях университета или технологического института. Учебные пособия в первые месяцы приносили с собой преподаватели, зарплата (вознаграждение за годовой час) которых была значительно меньше, чем в государственных вузах.

Организуя \"Общество содействия высшему женскому образованию в Сибири\", принимая самое активное участие в открытии этих курсов, профессора университета В.В.Сапожников, И.А.Малиновский, Н.Ф.Кащенко и технологического института Н.И.Карташев, Б.П.Вейнберг и другие знали о предстоящих трудностях, но сделали ставку на своё подвижничество и на стремление сибирячек получить профессию, овладеть знаниями, занять достойное место в общественной жизни. И не просчитались.

Ко второму году обучения томские высшие женские курсы стали, действительно, Сибирскими, а если точнее, Всесибирскими. Из 126 слушательниц, принятых на учебу, только 45 - томички. Остальные - со всех городов Сибири и Дальнего Востока, девушки, окончившие гимназии или другие учебные заведения.

Образовательные программы проходили проверку не только на местном уровне. Они утверждались в Министерстве народного просвещения. СВЖК получили первую категорию с учреждением собственной физико-математической комиссии. Первый выпуск сибирских курсисток состоялся в 1914 году. Это были учительницы математики, физики, химии, географии, ботаники, зоологии и других естественно-научных дисциплин.

За 4 года \"Женский университет\" значительно продвинулся в организации своей деятельности. В более обустроенном двухэтажном здании появилась библиотека, были оснащены все кабинеты и лаборатории по изучаемым дисциплинам. Большая заслуга в этом всех профессоров университета и технологического института. Ощутимый результат в дальнейшем развитии СВЖК дала подвижническая деятельность ординарного профессора по кафедре физики ТТИ Бориса Петровича Вейнберга, ставшего директором курсов в 1915 году. К этому времени из 20 преподавателей курсов 15 - профессора и инженеры технологического института. По университетской программе читал лекции доктор прикладной математики, профессор Федор Эдуардович Молин, математику и механику - профессор Владимир Петрович Алексеевский (директор ТТИ в 1907-1911 годах), аналитическую и органическую химию - исполняющий должность ординарного профессора Яков Иванович Михайленко, физико-химию - профессор Дмитрий Петрович Турбаба, с 1912 года теологию преподавал Михаил Антонович Усов.

Активнее стала приходить поддержка от \"Общества воспомоществования слушательницам\", предоставлявшего долгосрочные ссуды на оплату за учёбу. Омский коммерческий клуб ежегодно вносил по 500 рублей на пособия обучающимся. Поступала помощь от городской казны и частных лиц, но это не покрывало потребность курсов. Далеко не всем курсисткам удавалось придти к диплому или свидетельству. Причина - не только в средствах и в нелегком труде. В обществе, в семье ещё слабо ощущалась, осознавалась сама ценность образования вообще и женщин, в частности. Вышедшие замуж должны были предоставить в управление курсами разрешение от мужа, а молодые ревнивцы не всегда готовы были сделать решительный шаг навстречу \"учености своей любимой\".

С 1916 года некоторые слушательницы стали получать университетские дипломы, сдав соответствующие экзамены. Среди дипломниц были такие, которые вписали свои имена в историю российской науки, сибирских научных школ. Среди них - профессора Томского университета: физик Вера Михайловна Кудрявцева, химик Мария Петровна Орлова, ботаник Лидия Палладиевна Сергиевская.

Их научный посев, выражаясь словами Д.И.Менделеева, благодатно всходил для жатвы народной.

Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент кафедры истории и регионоведения.