Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

История китайских вееров

Меня зовут Хань Хоньли. Я приехала из Китая. Сейчас я являюсь преподавателем китайского языка в ТПУ, и работаю здесь почти семестр. Я очень люблю своих студентов. Они очень умные, с большим интересом изучают китайский.Теперь уже могут читать простые тексты и говорить простые предложения. Я рада,что имею возможность распространять китайскую культуру в России, в Томске, в ТПУ. Сейчас всё больше и больше студентов начинают изучать китайский. Они мечтают когда-нибудь побывать в Китае, своими глазами увидеть эту древнюю страну, которая известна во всё мире своей давней культурой и блестящей цивилизацией.

Веера вошли в жизнь китайского народа даже в эпохи Хань, утончённое описание вееров встречается уже в стихотворениях той же эпохи. В период времени Шан (16-11-ого столетия до н. э.) и Чжоу (11-го столетия - 221 гг. до н. э. ) знать применяла веера при обрядах. В эпоху Западного Чжоу (11-го столетия - 111 гг. до н. э.) люди стали украшать веера рисунком, нефритовыми подвесками. В династии Хань (206 г. до н. э. - 220 гг.) и Этан (618 - 907 гг. н. э.) веера намного усовершенствовались, тогда большой популярностью стали пользоваться шёлковые веера, имеющие круглую и овальную формы или контуры китайской яблони, цветков абрикоса, муме, подсолнечника, пятиугольника и восьмиугольника. Очень тонка материя для верха веера, особенно изящны украшения и материалы его рукоятки, сырьём для которых служат обычно резной лак, бамбук, слоновая кость, дерево твёрдых пород. Известный древнекитайский каллиграф Ван Сичжи искусно делал надписи на веерах, тайский художник Чжоу Фан изобразил на веере целую картину - \"Природная служанка\", на которой нарисована знатная дама с маленьким шелковым веером в руке, рядом стоит служанка, держащая в руке большой веер - опахало с изображением двух фениксов.

В династии Южная и Северная Сун (960 - 1279 гг. н. э.) модными были веера из листа ливистонии и перьев, но шёлковые веера все-таки занимали главное место. В эпоху Северная Сунн (960 - 1127 гг. н. э.( появляются художники по веерам и целые магазины, специально торгующие веерами. Торговля веерами и их коллекционирование одно время стало поветрием, уже тогда шёлковые веера шли на экспорт.

Складные веера появляются в эпоху Северная Сун, своего расцвета они достигли в династии Мин (1368 - 1644 гг. н. э.) и Цин (1644 - 1911 гг. н.э.). Складной веер обычно состоит из футляра, костяка верха, подвески или бахромы, а верх и костяк сандалового веера образуют одно целое. Императорский двор, художники, литераторы и каллиграфы превратили складной веер в изящное художественное изделие. Сырьём для костяка веера служит золото, нефрит, слоновая кость, карета, рог зверей, алойное и сандаловое деревья, бамбук. Резной бамбуковый костяк особенно понравился художникам и литераторам, на нём они могли искусно вырезать горы, реки, цветы, птиц, зверей, писать иероглифы и даже портреты.

Широким полётом деятельности для художников является верх веера. Верх складного веера обычно делается из бумаги или шелка. Очень ценны произведения на верхах вееров таких известных художников и каллиграфов, как Тан Боху (Минской династии), Чжэн Баньцяо (Цинской династии), Жэнь Боньян, Чжан Дацяня и Ци Байши (ушли из жизни в прошлом веке). Это показывает, сколь серьезно и почтительно в Китае относятся к искусству вееров.

Роль веера в жизни народа непрерывно повышается. Веер не только приносит людям радость прохлады и необходим для обрядов, теперь он широко применяется для украшений, на сценах, панно и открытках, его коллекционируют и описывают в литературе. Сегодня уже сформировалась культура круглых шелковых вееров, возникли самые разные школы, например, сучжоуские веера, ханчжоуские вера, сычуаньские веера.

Сейчас очень популярны синьхуэйские веера из листа ливистонии, цзянсийские костные веера, юньнаньские и гуйчжоуские перо - пуховые веера, сучжоуские, гуанчжоуские и ханчжоуские веера из сандалового дерева, сычуанские бамбуковые плетеные веера сучжоуские веера из шелка, пуцзянские соломенные веера и ханчжоуские черные бумажные веера.

Со времен эпох Мин и Цинн Пекин стал культурным центром Китая, поэтому в нём сосредоточены коллекции самых различных вееров из разных уголков страны.

Город Цзыгун провинции Сычуань известен лучными бамбуковыми плетеными верами.

Хань Хоньли, преподаватель китайского языка.