Владимир Васильевич Исаев (выпускник механического факультета ТЛИ 1966 года, около 30 лет являлся преподавателем мехфака ТЛИ. будучи студентом являлся руководителем политеховского туристско-альпинистским клуба): В 1961 году я поступил в Томский политехнический институт, как раз в то время, когда вся наша томская самодеятельная гитарная песня там только набирала силу.
...И начиналось все с \"механиков\" и \"геологов\", которые традиционно пели костровые песни. (Следует помнить, что тогда повсеместно пелось много песен душевных, но тех, .которые сейчас можно услышать разве что в передаче \"В нашу гавань заходили корабли\": полулагерных, блатных и т.п. В общем, фольклорчик соответствующий был!).
Так вот, тогда наши механики составляли практически полсборной области по альпинизму, да и асов туризма среди них было довольно много. Тех.которые много ходили в походы. По сравнению с другими политеховскими факультетами их песни были более продвинуты: они были по-настоящему дорожно-таежными. Еще одной изюминкой механиков было около тридцати песен студента мехфака Валентина Шушарина. И механики-грудь колесом!-пели свои песни своего автора. Это заметно придавало им стимул. А геологи наши все больше находились в тайге и пели кое-что из \"Нашей гавани\", и лирические, а также авторов, которых подчас не всегда и знали.
И все же атмосфера тогда была такая, что сейчас нам даже трудно и представить. Больше всего поражало то, что всегда сразу же после танцев (а танцы были по институтскому этикету по субботам, часов до 12 ночи), в общежитии мехфака. с первого по четвертый этаж на пожарной лестнице все общежитское население сбивалось в кучу и совершенно на трезвую голову, часов до четырех-пяти ночи с диким энтузиазмом пело песни из репертуара все той же \"Нашей гавани\". лагер-iiiji-. лирические, туристские, альпинистские и геологические. Пели и советские, которые нравились. Тогда в советской массовой песне наступило какое-то затишье: военные уже как-то отошли, а новые хорошие (например. А.Пахмутовой) еще только-только зарождались.
В 1963 году в общаге у геологов образовалась комната: Лариса Вдовина. Саша Минаева, Наташа Карнаухова. Лариса Потапова. Наташа Эрнст. Маша Коновцева. И вот в этой очень сплоченной компании на гитаре практически не играл никто, но они очень любили наши геологические, туристские и фольклорные песни. Это была своего рода коммуна, в которую, уже не помню как, начали приходить в гости мы – механики, физики (Коля Мещеряков. Валера Шкурдалов. Гена Борщ) и геологи. Много пели, гоняли чаи. А когда собиралась большая толпа, все как-то незаметно перемещались на лестницы. И аккомпанировала им Фрида Гейннаше светило. Подыгрывали им и Саша Сабанин. а потом попозже и Борис Овценов.
И так это продолжалось до 1968 года, пока не окончила институт \"Рвань один (так называлась эта теплая компашка).
А потом уже образовалась так называемая \"Рвань два\"- коммуна из немного позже поступивших в институт Вали Прусакова. Васи Шевченко. Гриши Карюкина. Вити Богомякова. И пока эта \"Рвань два\" училась на ГРФ. как раз сложилось так. что центр самодеятельной песни переселился к ним.
Откуда же брались в Томске новые песни? Море новых песен приходило через альпинистские каналы. Может быть, хорошим подспорьем в подпитке новыми песнями был турелет. который до 1965 года проводился как областной, собирая огромную армию людей где-нибудь на поляне, на майские праздники. Там всегда было очень много юмора, было очень много песен, которые вот там вот и перетекали от костра к костру, от коллектива к коллективу, от факультета к факультету. И так далее. Именно тогда, в 1965-м, мы ходили в гости к КСЭшникам (комплексная самодеятельная экспедиция). ТГУшным альпинистам. Именно тогда становилось традицией петь по три дня или вечера подряд и ни разу не повториться!
Тогда пелось достаточно много, но не все. что пелось выдержало испытание временем.
А в 1965 году впервые заработал радиоканал «Юность». И впервые на всю страну зазвучали песни Юрия Визбора. Булата Окуджавы, много новых бардовских песен.
В этом же году, на впервые объявленный в стране (в первое воскресенье апреля) День геолога, в самой большой поточной аудиторий I корпуса ТЛИ. впервые состоялся концерт бардовской песни, где каждый выступающий пел туристские или альпинистские песни...
Фрида Фридриховна Гейн: Я училась на геофизика. А у \"Рвани\" были все геологи. Я знала, что у них есть там какая-то команда, но туда не входила. т.к. у нас была своя великолепная и очень певучая группа. Я никогда толком не играла на гитаре: так что-то перебирала немного...
А тут мне \"Рвань\" и говорит однажды: \"Слушай, нам нужен гитарист. Помоги на слете выступить.\" Я согласилась. И так получилось, что я со своими тремя аккордами с вечера до утра у костра простояла так и не смолкая всю ночь.
А затем в ТЛИ. в корпусе ГРФа, был первый концерт гитарной песни. Как он назывался уже и не вспомню сейчас, но к нему мы уже пришли с хорошим багажом... Итак, концерт. Многоярусная аудитория вся забита зрителями. И вот выходит Валька Прусаков со своей сияющей фиксой. Я взяла гитару, а он запел. \"Хочешь, я тебя к горам увезу?
Хочешь?\" И все его сразу же полюбил весь факультет!
С тех пор к нашим песням появился явный неподдельный интерес.
И от Томска до крайнего Севера началась самая настоящая популярность. Со мной доходило дело и до курьезов. t Я была на практике в Заполярье.
Тундра. Комарье.
Знакомые вертолетчики говорят: \"Летать будем только в тот отряд, где ты.\"
В Якутске меня перехватывали в аэропорту, запирали на ключ комнату, ставили магнитофон, две бобины и говорили: \"Пока не на поешь - ни куда не улетишь!\" А в Ватагае летчики вообще говорили:\"Мы закрываем аэропорт, а ты давай пой. Пока не напоешь все, что знаешь - из Батагая никуда!\"
Это было наше время, когда многое что было запрещено. А через песни все самые лучшие чувства прорывались и находили выход. Мы с этой песней жили, познавали что-то новое. Это была и есть наша настоящая жизнь.
...Однажды, в 1968 году, мне с друзьями довелось побывать в Новосибирске на фестивале самодеятельной песни в клубе \"Под интегралом\". Для нас это было событие.
Валька (Прусаков) как всегда у нас организатор был. Он разузнал, что такой фестиваль состоится и спросил меня:\"Поедешь?\"
-Ну поехали. А денег на проезд нет. И тогда мы решили\"зайчиками\". Зашли в вагон, рассосались потихонечку по третьим полкам, ^\"зайчиками\" в Новосибирск! На фестиваль приехали, а там забито все. билетов нет. Валька с кем-то из девчат куда-то ушел. Возвращается и говорит:\"Мы тебя исполнителем записали.\"
-Как?
-А иначе мы просто не попадем.
Таким образом, мне пришлось пропеть несколько песен. Вышла, сразу сказала, что эти песни не мои. А моих друзей. Пела я там \"Фонарики\" и еще что-то.
Концерты шли почти круглосуточно, спрос на песню был огромный. Я, например, была записана для выступления на 24.00.
Помню, впервые увидела Дольского. С тех пор стала поклонницей его творчества.
На фестивальных концертах выступал Александр Галич. Пел очень много песен, в т.ч. и по заявкам зрителей. Вставал и пел. а мы жадно и с интересом слушали его выступления. После этого события в Академгородке пострадал президент Академии наук Трофимук и многие другие. А мы так вроде бы и ничего.
А потом у нас был какой-то фестиваль. И наш ГРФ занял (в кои-то веки!) II место после физтеха. У физтеха хорошие инструменты, электроника. А мы со своей несчастной гитарой, да с имитацией костерка на сцене. В общем, как могли... И вдруг II место в ТЛИ взяли тогда. Это был небывалый случай, потому что до нас никогда такого не было.
И вот стали нас награждать. Всех наградили, а меня обошли тишиной. После всего я подошла к ответственной за мероприятие девушке-массовику и спросила:\"А нельзя было бы узнать в чем причина?\" Она пообещала и вскоре разузнав все сообщила мне, что я попала в какой-то там список, потому что пела на фестивале в Новосибирске. Вот так моя вина и выяснилась.
...Тут как-то недавно какой-то заслуженный российский деятель-ученый выступал и сказал: \'Не оскорблен ни единой наградой того времени!\"
Так вот и про меня можно было бы сказать. «Не оскорблена.»