Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Всё врут календари!» – 1 сентября наступило 29 августа…

Ольга Щукина

Первый учебный день для студентов и преподавателей Томского политехнического университета пришёлся нынче не на 1 сентября, как это случалось из года в год, а на 29 августа. В понедельник всё студенческое сообщество университета, готовое к любым новшествам, дружным потоком хлынуло в аудитории...

О причинах раннего начала нового учебного года рассказывает начальник учебно-методического управления Михаил Александрович Соловьев:

– Ещё 25 февраля Учёный совет вуза принял решение о модернизации образовательных программ и технологии их реализации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами и Стандартом ООП ТПУ. Следуя этому решению, мы начали выстраивать в стенах вуза личностно-ориентированную образовательную среду, в которой приоритет отдается самостоятельному обучению студентов и которая предполагает более широкий выбор дисциплин, курсов, в том числе семестра изучения дисциплин. Единая чёткая система должна базироваться на образовательных программах, состоящих из одинаковых блоков-модулей – семестровых и полусеместровых. Эти учебные модули по продолжительности должны быть равными между собой, для того чтобы студент мог выбрать модуль для изу-чения в любом семестре.

Обычно у нас первый семестр длился с 1 сентября по 31 декабря. Это ровно 17 недель и несколько дней. Формально было принято считать, что у нас первый семестр 18 недель, и рабочие планы были рассчитаны именно на этот период. Но, к сожалению, несколько дней выпадали из учебного процесса с наступлением новогодних праздников. Сейчас разработаны оптимизированные и унифицированные линейные графики, соответствующие точно 18 неделям первого семестра и 18 неделям второго семестра. Таким образом, мы имеем полноценное количество недель для учебного процесса, и никто ничего не теряет (ни студенты, ни преподаватели). Начав этот семестр с 1 сентября, мы потеряли бы 3 учебных дня, нанеся прямой ущерб образовательным программам. В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг и труда, реализации программы развития национального исследовательского университета мы не имеем на это ни малейшего права!

Кроме того, сегодня перед нами поставлена серьезная задача: формируя личностно-ориентированную образовательную среду, в центре которой находится студент как субъект самостоятельного обучения, необходимо изменить, по-новому организовать и усовершенствовать работу преподавателей. Сегодня преподаватель больше чем просто преподаватель. Это человек, обладающий высочайшей преподавательской квалификацией и эффективно занимающийся научно-исследовательской работой, в которую вовлекает и студента. Таким образом, преподавателю исследовательского университета мы должны создать определенные условия, прежде всего хорошо структурировать его рабочее время. Два месяца, к примеру, он ведет занятия, потом два месяца проходит стажировку (повышение квалификации) или занимается научной работой, пишет статьи и т.д.

Здесь пересекаются две проблемы: организация работы преподавателей, чтобы они имели возможность и преподавать, и заниматься наукой, и непосредственно организация учебного процесса (расписание занятий и т.д.). Это ещё одна из причин, почему мы пришли к двум семестрам, имеющим чётное количество недель – по 18. Каждый семестр уже в этом году для первокурсников делится на две равные части по 9 недель (с учётом конференц-недели). В дальнейшем учебный год будет состоять уже из 4 полусеместров (четвертей): двух осенних и двух весенних, каждые продолжительностью 8 недель (с конференц-неделей между ними). Это обеспечит нам образовательные программы, состоящие из равных модулей, каждый из которых может реализовываться в одном из полусеместров, а соответственно, преподаватель, проводивший занятия, например, в первом из них, в последующем может заниматься исследованиями, повышать квалификацию и т.п. Студент же, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию, сможет выбрать изучение дисциплины в любом полусеместре (если, конечно, это будет предусмотрено учебным планом).

С каждым годом этот учебный цикл будет соблюдаться. Количество семестровых недель должно быть равно 18, и учебный процесс в семестре будет закончен 31 декабря. Поэтому новый учебный год, если строго следовать календарю, будет наступать для студентов и преподавателей ТПУ и 25 августа, и 29 августа… Когда-то он совпадет и с 1 сентября… И у всех нас должно быть понимание: это тот случай, когда мы ничего не теряем, а только выигрываем!