Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Подземный вездеход

Олег Плотников

Вряд ли можно говорить о перспективах III тысячелетия, не предусматривая при этом необходимости прорыва в области отечественного машиностроения. По сути, об этом разговор с директором Юргинского технологического института при ТПУ Андреем Ефременковым:

– В своё время Юргинский машзавод – флагман оборонного машиностроения – в ходе конверсии перераспределил силы, направив их на производство продукции для угольщиков.

Это понятно, завод – на территории угольного края, и на сегодняшний день производит весь спектр угледобывающего оборудования, как очистного, так и проходческого. При этом есть задачи дальнейшего развития, и Юргинский технологический институт обязан быть на гребне, поскольку мы готовим кадры, ведём исследования в интересах завода (отрасли) и т.д.

Всё началось с сотрудничества с Институтом углей и углехимии СО РАН (г. Кемерово). Ключевая фигура – профессор Владимир Валерьевич Аксёнов с идеей кооперации академического института с Юргинским технологическим институтом Национального исследовательского Томского политехнического университета. Потом в течение лет трёх были знаковые встречи: с зам.председателя СО РАН академиком Василием Михайловичем Фоминым (г. Новосибирск) на Юрмашзаводе, с научным коллективом Института горного дела СО РАН (г. Новосибирск) и другими.

А в 2010 году на ежегодную конференцию ЮТИ приезжает академик, советник РАН, председатель Кемеровского научного центра СО РАН Алексей Эмильевич Конторович. Участвует в работе и параллельно убеждается в том, что в ЮТИ есть силы (исследовательский потенциал, научные кадры, технологический задел), есть основной потребитель машиностроительной продукции горного профиля (Юргинский машзавод), и, наконец, желание у администрации Юрги – тоже есть.

К тому моменту уже вступила в силу программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, подготовленная рабочей группой академика Конторовича и подписанная администрацией Кемеровской области. В ней – обширный блок, включающий НИР по подземной газификации угля, энергобезопасности, проблемам экологии и другим вопросам, и в ней же впервые прописаны задачи машиностроительного блока.

И вот на базе Института угля СО РАН (г. Кемерово) создается ряд новых подразделений, в том числе лаборатория угольной геотехники. Первым в неё вошёл Антон Александрович Казанцев с кафедры горно-шахтного оборудования, затем ещё четверо сотрудников ЮТИ ТПУ: М.Ю. Блащук, В.Ю. Тимофеев, В.Ю. Бегляков, А.Б. Ефременков. Параллельно с ними – А.А. Хорешок, Г.Д. Буялич с кафедры горных машин и комплексов КузГТУ (г. Кемерово) и сотрудники Института угля СО РАН В.В. Аксёнов и Б.Л. Герике.

Понятно, что сейчас идёт процесс формирования и роста лаборатории, что из этого получится – будет видно. Что же касается научно-исследовательского вектора, то вновь созданная лаборатория разрабатывает такое направление, как геовинчестерные технологии.

«Идея проста! – развивает тему кандидат технических наук Андрей Ефременков. – Cамолёт, летая в воздушной среде, от неё отталкивается и в ней же движется. Подводная лодка – в водной среде… И мы подумали, а если это будет геосреда, что-то подобное можно сделать?.. Постепенно задумка стала воплощаться, сначала – в чертежах, затем и в железе.

По сути, это – новый класс горных машин. Уже есть два промышленных образца геоходов. Если быть конкретным, то геоход ЭЛАНГ-3 (Эллер-Аксёнов-Нагорный-Горбунов) проходил подземные испытания. Представляет собой автономный энергоагрегат. Движется под поверхностью земли по нужной траектории, используя массив горных пород в качестве среды движения и как материал для создания напорного усилия.

Подобной конструкции в мировой(!) практике нет. Многие системы и элементы геохода не имеют аналогов в горном машиностроении, обладают основополагающими отличиями по принципу работы и назначению от всех существующих систем горнопроходческих комбайнов и проходческих щитов.

Агрегат позволяет строить подземные сооружения, городские коллекторные магистрали, перегонные тоннели метро, вести выработки горнодобывающих предприятий. Незаменим для решения специальных задач, в частности, в горно-спасательных операциях и др. Одно из очевидных преимуществ – значительное увеличение скорости проходки…»

Всё сказанное может показаться научной фантастикой, на самом деле, четыре года назад разработчики выиграли грант и внимательно изучили возможности геоходов при ликвидации последствий техногенных катастроф. Так что свой первый вклад в развитие машиностроения, новые виды продукции и перспективные способы разработки недр лаборатория угольной геотехники внесла.

Что касается основного стратегического партнёра, то это, безусловно, Юргинский машиностроительный завод. К слову, на сегодня Юрмаш настроен весьма амбициозно, а именно: на предприятии принята программа развития, в которой поставлена осуществимая задача – производить новые виды машиностроительной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.