Для большинства читателей упоминание об Анже скорее всего не вызовет иных ассоциаций, кроме, быть может, имени герцога Анжуйского из романов А. Дюма. Этот город в долине Луары, признанной ЮНЕСКО достоянием мирового и исторического наследия, имеет богатое прошлое и перспективное будущее.
Анже расположен в 300 км от Парижа (1 час 30 на скоростном поезде) и является 16-м по величине городом Франции (156 тысяч жителей). Находясь в уникальном окружении, он удивляет своей красотой и высокими стандартами жизни. За бережное отношение к историческим памятникам Анже по праву носит престижное звание города искусства и истории.
В Анже успешно развиваются машиностроительная, текстильная и пищевая отрасли промышленности. Крупные международные компании выбрали именно Анже в качестве места для строительства европейских филиалов.
Анже – университетский город. Существовавший уже в средние века, университет Анже сегодня – это 18 000 студентов и более 900 преподавателей; 3 000 выпускников школ, пополняющих ежегодно ряды первокурсников; 2 500 компьютеров в распоряжении студентов (1 на 7 человек). 500 аспирантов и 70 защищенных диссертаций в год. 110 двусторонних договоров о сотрудничестве и 2 000 иностранных студентов (11%) 107 национальностей.
Университет Анже обеспечивает подготовку специалистов по многим направлениям, в том числе «Технические науки и технологии», «Общественные науки», «Экономика. Управление» и т.д.
Интересна предыстория установления деловых контактов между ТПУ и университетом Анже. Примерно год назад мы получили приглашение к сотрудничеству от руководителей этого французского вуза и были приятно удивлены: обычно инициатива исходила от нас, а тут… Оказалось, что выпускница ИММ ТПУ Анна Ершова, отправившись учиться в магистратуру во Францию, так представила Томский политехнический, что проректор по международным связям Университета Анже заинтересовался, начал внимательно знакомиться с научно-образовательной деятельностью нашего вуза. Завязалась переписка и вот результат – подписан договор. Недавно Аня Ершова приезжала на каникулы в Томск. Мы встретились, и я попросила ее поведать свою «историю успеха».
– Аня, расскажи о себе, не мне – я тебя знаю давно – нашим студентам, особенно тем, кто сегодня на первом и втором курсе. Пусть будет еще один пример того, как ставить цель и достигать ее.
– Я – томичка, окончила классическую гимназию №2 в ту пору, когда классы еще не делились на гуманитарные и физико-математические. Каждый ученик самостоятельно определял приоритеты и обращал внимание на тот или иной предмет. При этом успевать надо было и по всем остальным – ведь программа одинаковая для всех. Конечно, важнейший этап – выбор и поступление в университет. Моя старшая сестра, Мария Ершова, тогда училась на третьем курсе Русско-Американского центра (РАЦ). Сначала я не планировала поступать туда же, так как не хотела «в точности» повторять выбор сестры. Однако, в конце концов, взвесив все «за» и «против», я подала документы в Институт Международного Менеджмента (так стал называться РАЦ). ИММ одним из первых перешел на обучение «бакалавр-магистр». Слово «бакалавр» тогда еще мало что говорило, а ИММ уже предлагал интересные магистерские программы, так что об учебе за границей, тем более во Франции, я совсем не думала…
– … и при этом ты стала изучать наряду с английским французский.
– Да, в течение двух лет, сдала международный экзамен и по программе академических обменов и уехала на два семестра в Гренобль.
– Что же изменилось потом?
– … Потом я вернулась в ТПУ, защитила диплом, получила степень бакалавра. Мой профессиональный интерес – «Инновационный менеджмент и коммерциализация научных технологий» вновь пересек меня с Францией – именно там я нашла программы, полностью отвечающие моим устремлениям. Подала документы в магистратуры двух французских вузов и после собеседований, назначенных по телефону, была принята в оба.
– Почему выбрала университет Анже?
– Выбор был между Греноблем и Анже. В Institut National Polytechnique в Гренобле программа более ориентирована на инновационный процесс с точки зрения предприятия, в то время как магистратура в Institut des Sciences et Techniques de l\'ingenieur Анже на инновации как источник развития экономики всей страны. Чтобы развеять свои сомнения, я решила обратиться к научному руководителю моей выпускной работы профессору С. Л. Ереминой, которая обстоятельно обсудила со мной оба варианта, за что я ей сегодня очень благодарна.
– Ты теперь имеешь солидный стаж учебы за рубежом. Что скажешь?
– Обучение во французской магистратуре ориентировано на самостоятельное добывание знаний. Есть и аудиторные занятия, но их немного: лекции и практики, причем практики преобладают. В первый год магистратуры мы работали по проектам в малых группах. Основным был «междисциплинарный». Нужно было самостоятельно выбрать инновационный продукт или услугу и в течение шести месяцев развивать его, используя полученные знания. На следующий год нас распределят по более узким специальностям. Моя – «Европейские проекты и трансфер технологий». Год обещает быть очень интересным и насыщенным. Я знаю, что в программу включены не только встречи с экспертами в данной области, но и поездка на неделю в Брюссель для посещения организаций Европейского Союза.
– Ты ведь учишься в магистратуре, ориентированной, прежде всего на бизнес, значит, стажировкам уделяется особое внимание?
– Да, они составляют половину учебного процесса: минимум три месяца в первый и не менее пяти месяцев во второй год обучения. Причем искать место стажировки нужно самому. Я проходила стажировку в крупной фармацевтической компании в области медицины для животных (Intervet Schering-Plough Animal Health). По недавно принятому во Франции закону стажировка длительностью более 3–х месяцев плюс одна неделя должна оплачиваться, поэтому большинство магистрантов старается найти как можно более длительную по времени. По результатам стажировки каждый должен представить отчет. Поскольку в нем может содержаться конфиденциальная информация, содержание отчета обязательно должно быть одобрено компанией.
– Как ты видишь в дальнейшем применение полученных знаний на практике?
– Моя специальность – финансовый менеджмент и администрирование инноваций. Я смогу работать в любой инновационной инфраструктуре: бизнес-инкубаторах, центрах трансфера технологий. Возможно на предприятиях, которые ведут активную инновационную деятельность.
– Давай поговорим о том, как тебе живется во Франции. Как решаешь вопросы проживания и питания?
– Во Франции достаточно напряженная ситуация с жильем для студентов, его всегда не хватает. Общежитие предоставляют в редких случаях, чаще всего студентам-льготникам (из неполных семей, с низкими доходами), поэтому распространенной формой проживания является «colocation», т.е. совместное проживание в 2-х, 3-х комнатной съемной квартире. Это помогает значительно сократить арендную плату за жилье. Кстати, теперь colocation стало популярно не только среди студентов, но и среди населения – от молодых до пенсионеров. Кризис… Что касается питания: для студентов существуют так называемые restaurаnts universitaires, в которых один обед обходится в 2,8 евро. Я лично трачу на еду 100-120 евро в месяц.
– Ну и традиционный вопрос о планах на будущее…
– Вы имеете в виду аспирантуру? Совсем не исключаю возможности выполнить диссертационное исследование «en cotutelle», т.е. при двух научных руководителях – во Франции и в России – такие прецеденты есть. Это станет новой вершиной, к которой буду стремиться. Всем студентам ТПУ желаю выбрать «свою» вершину и смело ее штурмовать! Ничего невозможного нет! Теперь я это точно знаю!
Беседу записала С.П. Товчихо, директор Русско-французского центра
P.S. У преподавателя нет большей гордости, чем гордость за успехи своих учеников. И нынче не они мне, а я им, своим ученикам, хочу сказать: «Спасибо за то, что имела счастье работать с Вами!» – С.Т.