Сначала даже суть предложения не понял. Ирония места действия, но отчего же туалет?! Какую ещё помощь на здешнем, так сказать, «экзамене» можно получить? Одним словом, обеспокоен: предложение-то – явно с душком. И тут вижу выходные данные с телефоном и mail-ом.
Звоню, там задают пару-тройку наводящих вопросов и уверенно называют номер(!) контрольной. Вот это сервис! И стоит это удовольствие 500 рублей: решение – в нужном формате, и – хоть завтра. Можно верить результату? Конечно, отвечают, 8 лет на рынке, и никто не жаловался. Ну что ж, факт, но может быть, он единичен? Походил по кафедрам и отделам, услышал немало историй. Ну, например, эпизод первый:
– Приходит на контрольную заведомо слабая группа (МСФ) и… вдруг поражает преподавателя 100-процентной успеваемостью. Тот не понимает, как это может быть, а вскоре другая группа сдаёт на пятерки. Правда, один получает «двойку», как выяснилось: конфликтовал с группой.
Эпизод второй. На кафедре ОНХ первыми в университете решили сделать сборник из 400 тестов-задач. Три преподавателя четыре с половиной года работали, в конечном варианте число тестов достигло 600. И каково же было авторам, когда узнали, что все 600 уже решены и коммерциализованы некими третьими лицами.
Так что, скинувшись на круг, всей группой можно задёшево купить «контрольную». Позвонив по объявлению, «курсовые ИГНД» – получить быстрый и надёжный результат. Не переживая за экзамен, вооружиться микронаушником, потому как «доцент тупой, а аппаратура – при нём…». Ну и так далее.
Но главное, внешне качество образования не страдает. Наоборот: показатели (та же успеваемость) объективно выглядят прекрасно. При этом говорить только о нерадивости студентов – нельзя.
Один далеко не бездарный старшекурсник (и это – третий эпизод) рассказал, как добросовестно прослушал курс электротехники в изложении такого-то преподавателя и ровно ничему не научился. Чего греха таить, есть и такие лекторы в политехническом. В итоге – купил и задачи, и лабораторные и всё, что нужно. А поскольку по всем другим предметам всё здорово, то завершил обучение и забыл.
С другой стороны, есть радикальное мнение о том, что это – подмена, которая знание превращает в суррогат, к тому же противоречит принципам ТТИ-ТПУ. Стало быть, это – коррозия интеллекта, которой подвержены абсолютно все формы обучения: очная, заочная, вечерняя.
И действительно: всюду, где есть платежеспособный спрос, его удовлетворяет разветвлённая структура скорых (читай, теневых) образовательных услуг. В иных случаях силами одиноких и предприимчивых, в других – юридически и организационно оформленных контор, которые действуют вполне открыто, предлагая свой «продукт» широким потоком, по разным курсам и специальностям.
Не случайно в канун очередной сессии активность вокруг лавочки перед корпусом №3 развивается просто невиданная, и ни для кого не секрет, что на расстоянии шаговой доступности действует другая «лавочка», где продадут абсолютно всё, начиная с реферата.
Впрочем, в пределах университетского кампуса легко найти и принципиально иной опыт. Ближайший можно наблюдать в практике центра Heriot-Watt. Порядок, привнесенный британскими коллегами, практически исключает (есть подробный алгоритм для экзаменатора и экзаменуемых, расписаны процедуры и сам процесс) любую попытку списать или что-то подглядеть на экзамене.
Но если кто рискнёт испытать судьбу, то такой прорыв карается отчислением из числа слушателей центра, которые намерены получить как минимум два престижных (сулящих место в одной из мировых нефтедобывающих компаний с очень приличной зарплатой, соцпакетом и прочими благами) диплома.
Другой пример – Франция, где все правоотношения в процессе получения образования рассматриваются через призму Кодекса законов об образовании и Уголовного кодекса. И у французских товарищей дано юридически чёткое определение всем тем вещам, о которых мы не говорим, но знаем.
Так, например, обманом или попыткой обмана на экзамене у них считается: общение студентов во время экзамена; использование каких-либо документов, которые не разрешены к использованию на данном экзамене (читай, изготовлены на стороне); использование личных документов (шпаргалок) и средств коммуникации – телефонов, смартфонов, наушников или миникомпьютеров.
Любое из приведенных нарушений ведёт к аннулированию результатов экзамена, во-первых. А во-вторых, вступает в силу система административных наказаний:
И, в-третьих, наступает уголовная ответственность. Самое безобидное деяние французское правосудие оценивает 6 месяцами тюрьмы и штрафом в 7,5 тыс. евро. Самое тяжёлое (мошенничество) – 10 годами тюрьмы и 1 млн. Евро, соответственно. Вот такая социальная педагогика.
Зато Франция – признанный лидер, например, в такой высокотехнологичной сфере, как атомная энергетика, которую она создала в кратчайшие сроки и без известных любому русскому «шума и пыли».
А что же у нас? У нас – крупнейшая после Чернобыля авария на Саяно-Шушенской ГЭС, причины которой, как прокомментировал Ростехнадзор, не сработавшая автоматика и нарушение технологической дисциплины.
Кто-то скажет, мол, это – разные вещи. Причём здесь «купленная контрольная» и технологическая дисциплина. Хорошо, пусть связь не очевидна, но, сея семена безответственности, какие ожидать плоды?
О.Н. Плотников.
P.S. Вопрос можно обсудить по тел. 564-261 или по e-mail: plat_o_n@mail.ru