Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Контрольный для народа

Какие только коллизии не завязываются вокруг университета. Недавно иду в столовую главного корпуса, и по ходу, извините, руки ополоснуть в туалет. Открываю дверь – визитка падает, а на ней чёрным по белому: «Решение курсовых, контрольных, лабораторных работ, индивидуальных задач. Помощь на экзамене»

Сначала даже суть предложения не понял. Ирония места действия, но отчего же туалет?! Какую ещё помощь на здешнем, так сказать, «экзамене» можно получить? Одним словом, обеспокоен: предложение-то – явно с душком. И тут вижу выходные данные с телефоном и mail-ом.

Звоню, там задают пару-тройку наводящих вопросов и уверенно называют номер(!) контрольной. Вот это сервис! И стоит это удовольствие 500 рублей: решение – в нужном формате, и – хоть завтра. Можно верить результату? Конечно, отвечают, 8 лет на рынке, и никто не жаловался. Ну что ж, факт, но может быть, он единичен? Походил по кафедрам и отделам, услышал немало историй. Ну, например, эпизод первый:

– Приходит на контрольную заведомо слабая группа (МСФ) и… вдруг поражает преподавателя 100-процентной успеваемостью. Тот не понимает, как это может быть, а вскоре другая группа сдаёт на пятерки. Правда, один получает «двойку», как выяснилось: конфликтовал с группой.

Эпизод второй. На кафедре ОНХ первыми в университете решили сделать сборник из 400 тестов-задач. Три преподавателя четыре с половиной года работали, в конечном варианте число тестов достигло 600. И каково же было авторам, когда узнали, что все 600 уже решены и коммерциализованы некими третьими лицами.

Так что, скинувшись на круг, всей группой можно задёшево купить «контрольную». Позвонив по объявлению, «курсовые ИГНД» – получить быстрый и надёжный результат. Не переживая за экзамен, вооружиться микронаушником, потому как «доцент тупой, а аппаратура – при нём…». Ну и так далее.

Но главное, внешне качество образования не страдает. Наоборот: показатели (та же успеваемость) объективно выглядят прекрасно. При этом говорить только о нерадивости студентов – нельзя.

Один далеко не бездарный старшекурсник (и это – третий эпизод) рассказал, как добросовестно прослушал курс электротехники в изложении такого-то преподавателя и ровно ничему не научился. Чего греха таить, есть и такие лекторы в политехническом. В итоге – купил и задачи, и лабораторные и всё, что нужно. А поскольку по всем другим предметам всё здорово, то завершил обучение и забыл.

С другой стороны, есть радикальное мнение о том, что это – подмена, которая знание превращает в суррогат, к тому же противоречит принципам ТТИ-ТПУ. Стало быть, это – коррозия интеллекта, которой подвержены абсолютно все формы обучения: очная, заочная, вечерняя.

И действительно: всюду, где есть платежеспособный спрос, его удовлетворяет разветвлённая структура скорых (читай, теневых) образовательных услуг. В иных случаях силами одиноких и предприимчивых, в других – юридически и организационно оформленных контор, которые действуют вполне открыто, предлагая свой «продукт» широким потоком, по разным курсам и специальностям.

Не случайно в канун очередной сессии активность вокруг лавочки перед корпусом №3 развивается просто невиданная, и ни для кого не секрет, что на расстоянии шаговой доступности действует другая «лавочка», где продадут абсолютно всё, начиная с реферата.

Впрочем, в пределах университетского кампуса легко найти и принципиально иной опыт. Ближайший можно наблюдать в практике центра Heriot-Watt. Порядок, привнесенный британскими коллегами, практически исключает (есть подробный алгоритм для экзаменатора и экзаменуемых, расписаны процедуры и сам процесс) любую попытку списать или что-то подглядеть на экзамене.

Но если кто рискнёт испытать судьбу, то такой прорыв карается отчислением из числа слушателей центра, которые намерены получить как минимум два престижных (сулящих место в одной из мировых нефтедобывающих компаний с очень приличной зарплатой, соцпакетом и прочими благами) диплома.

Другой пример – Франция, где все правоотношения в процессе получения образования рассматриваются через призму Кодекса законов об образовании и Уголовного кодекса. И у французских товарищей дано юридически чёткое определение всем тем вещам, о которых мы не говорим, но знаем.

Так, например, обманом или попыткой обмана на экзамене у них считается: общение студентов во время экзамена; использование каких-либо документов, которые не разрешены к использованию на данном экзамене (читай, изготовлены на стороне); использование личных документов (шпаргалок) и средств коммуникации – телефонов, смартфонов, наушников или миникомпьютеров.

Любое из приведенных нарушений ведёт к аннулированию результатов экзамена, во-первых. А во-вторых, вступает в силу система административных наказаний:

  • выговор;
  • запрет в течение максимум 5 лет на сдачу экзамена, ведущего к получению степени бакалавра (в России эквивалент – свидетельство об окончании школы);
  • запрет на любую запись после школы в образовательные учреждения;
  • окончательный запрет на любой экзамен, ведущий к получению степени бакалавра и препятствующий возможности любого послешкольного образования.

И, в-третьих, наступает уголовная ответственность. Самое безобидное деяние французское правосудие оценивает 6 месяцами тюрьмы и штрафом в 7,5 тыс. евро. Самое тяжёлое (мошенничество) – 10 годами тюрьмы и 1 млн. Евро, соответственно. Вот такая социальная педагогика.

Зато Франция – признанный лидер, например, в такой высокотехнологичной сфере, как атомная энергетика, которую она создала в кратчайшие сроки и без известных любому русскому «шума и пыли».

А что же у нас? У нас – крупнейшая после Чернобыля авария на Саяно-Шушенской ГЭС, причины которой, как прокомментировал Ростехнадзор, не сработавшая автоматика и нарушение технологической дисциплины.

Кто-то скажет, мол, это – разные вещи. Причём здесь «купленная контрольная» и технологическая дисциплина. Хорошо, пусть связь не очевидна, но, сея семена безответственности, какие ожидать плоды?

О.Н. Плотников.

P.S. Вопрос можно обсудить по тел. 564-261 или по e-mail: plat_o_n@mail.ru