Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Человек – на первом месте

В предыдущем номере газеты «За кадры» в материале «Куратор: папа или администратор?» была затронута проблема воспитания в вузе

Декан гуманитарного факультета ТПУ профессор Виталий Рубанов в интервью нашему корреспонденту рассказал, как он видит задачи, которые стоят перед современным куратором.

– Главная задача вуза – подготовка специалистов. Так должен ли университет воспитывать? Или студента можно считать взрослым, сформировавшимся человеком, который твердо знает, кто он, куда идет и зачем?

– Очень часто мы называем абитуриентов, студентов «детьми», «ребятишками». Да, для своих родителей они всегда останутся детьми. Но для общества – они граждане, обладающие всеми законными правами. Поступление в вуз – это шаг во взрослую жизнь. И, конечно, первокурсник это чувствует. И в этой ситуации непременно кто-то должен протянуть им руку помощи. И отказываться от института кураторов, конечно, не стоит!

– Согласитесь ли Вы с тем, что в идеале вуз должен дать студенту не только профессиональные знания и навыки, но и сформировать определенное мировоззрение, видение мира и своего места в нем?

– Да, конечно, это так. Очень часто говорят: пришел в институт – забудь, чему тебя учили в школе, пришел на производство – забудь, чему тебя учили в вузе. И, тем не менее, позитивный и негативный опыт жизни остается, накладывая отпечаток на мировосприятие, на поведение. Человек – это «продукт воспитания». Но воспитатели часто забывают, что они сами должны быть воспитаны, как говорил Карл Маркс. К сожалению, сегодня в высшей школе, и ТПУ не исключение, не считается зазорным призывать студентов идти по головам ради достижения своих целей. Я считаю это недопустимым. Высшая школа должна быть носителем высоких, вечных ценностей. Воспитание – это полисодержательный процесс, он идет непрерывно, его невозможно остановить, «нажав на выключатель». Студенты смотрят на куратора, на преподавателей, на всех, кто их окружает, и делают определенные выводы. Чрезвычайно важный вопрос: к кому попадут первокурсники, повезет или нет с наставником? Кто такие наши кураторы, чему они могут научить? Очень часто – это молодые сотрудники кафедр, вчерашние студенты… Между тем, быть куратором – это очень ответственно. Студенты младших курсов – это «сырой материал», из которого мы должны воспитать личность. До того, как они пришли к нам, их кто-то и как-то воспитывал: СМИ, родители, окружение, обстоятельства. И особенно те, кто приехали из глубинки, попали в новую социо-культурную среду, нуждаются в моральной поддержке. Есть студенты из семей с невысоким достатком... И куратор должен сделать так, чтобы эти люди не были потерянными, чтобы они почувствовали, что нужны здесь. Иначе у них могут открыться все ворота нигилизма, им будет на все и на всех наплевать.

– Получается, вопрос воспитания находится в идеологической плоскости: если есть идеология – понятно, чему учить, к чему призывать, куда вести, если ее нет – появляются инструкции, памятки, обучающие семинары, планы мероприятий, которые по большому счету погоды не делают?

– Воспитательный процесс – это историческое, социо-культурное явление. Как время, эпоха откладывает свой отпечаток на процесс социализации, куда входит и воспитание. Сегодня мы живем на сломе истории. Историю переписывают кому как вздумается. Государство отстранилось от воспитания. Все сбились с ног в поисках национальной идеи. Мы на распутье, социализм в нашей стране не построен, а капитализм, как отмечает президент России Дмитрий Медведев, исчерпал себя как система. Руководство страны не знает, какую выбрать стратегию развития. Идеология должна быть – это некоторая идея, вокруг которой консолидируется общество. А идея, мне кажется, проста: во главе угла должен быть человек. Прежде всего, должно быть уважение к человеку. Какая у тебя специальность – гуманитарная или техническая – это вторично, главное – какой ты человек, что ты представляешь собой как личность?

– На Ваш взгляд, насколько сегодня кураторы справляются со своими задачами?

– Центр социальной работы ТПУ, насколько я могу судить, весьма озабочен эффективностью работы кураторов… На мой взгляд, главная проблема в том, что на эти должности зачастую приходят люди, не имеющие специальной подготовки. По идее, должна быть специальность, которая готовит кураторов. Не каждый гуманитарий, скажем, психолог, социолог справится с этой задачей. Это где-то «вокруг да около», но не точно в цель. Это касается и представителей инженерных специальностей. Но не каждый, кто имеет диплом о высшем образовании, может быть педагогом.

– Как выстраивается эта работа на гуманитарном факультете? Какие требования Вы предъявляете к кураторам?

– Когда к нам приходят молодые преподаватели, то я начинаю с их внешнего вида. Ты идешь к студентам и должен выглядеть прилично. Потертые джинсы, растянувшийся свитер – не допустимы. Второе «правило»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Сегодня не все кураторы отвечают этому принципу. Их самих нужно воспитывать. А откуда они к нам приходят? Со студенческой скамьи. Это процесс замкнутый, двусторонний: куратор и студент – партнеры, они воспитывают друг друга.

Наталья ШИТИКОВА.

Если у Вас есть особый взгляд на проблему воспитания в вузе, приглашаем к диалогу на страницах газеты «За кадры». Пишите: pr@tpu.ru, звоните 563-495.