Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Диалектика Бородина

Владимир Бородин, выпускник электромеханического факультета ТПИ, специальность «Электрические машины» (группа 734). В «Специальное конструкторское бюро» пришёл через год после его создания – в 1959-м

Бюро разрабатывало серии краново-металлургических, рольганговых двигателей (в частности, для Индии с надёжностью – 30 лет), единые серии асинхронных двигателей, огромный перечень различных специальных исполнений, модификаций: для атомных станций, гражданского флота, рыбодобывающей, текстильной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей. Двигатели для холодильщиков, химиков, строителей, станкостроителей... География изделий: от Арктики до тропиков. 9 заводов-изготовителей – в Андижане, Могилёве, Новой Каховке, Таллине, Фрунзе, Медногорске и др. Томск в этом числе: в лучшие годы Сибэлектромотор производил до 800 тысяч двигателей в год.

И ещё. В СКБ делали то, чего в Союзе не было: двигатели с конусным ротором, например. Подобные выпускала Германия (фирма «ДЕМАГ») и Швейцария (концерн «Броун Бовери»). Наши конструкторы смело конкурировали с теми и другими, создавая свои «движки», не уступавшие немецким и швейцарским.

– Работа была интересная, разнообразная, требовала знаний, светлой головы. И всё, что дал Томский политехнический, очень помогло.

Нас, несмотря на молодость, стали рано направлять в командировки. Что интересно: приезжаю в незнакомый город и всюду нахожу выпускников ТПИ, а это – поддержка и помощь в любое время, в любом деле.

Как-то попал в Прокопьевск на шахту «3-3 бис». Молодой, любопытный, решил посмотреть, как «наши» ручные электросвёрла работают. Но по технике безопасности главный механик в забой меня не пустил. И тут вдруг – мастер шахты, знакомый парень, вместе учились на ЭМФ: «Володя, здорово! Ты чего к нам?..»

Так и так, говорю. Тот взял под свою ответственность. Так что на протяжении смены наблюдал, как работает инструмент в забое, позже этот опыт очень пригодился в создании новых изделий для шахт. В общем, солидарность выпускников ТПИ здорово помогала.

– Как себя показывали политехники, которые приходили позже?

– Естественно, мы компьютерами не владели, их и не было. У нас – логарифмическая линейка и кульман. Сегодня ребята знают различные пакеты специальных программ, для них посчитать, начертить – вопроса нет. То есть, меняется техническое обеспечение, но качество выпускников – в хорошем смысле слова – не меняется.

В лучшие годы, когда в СКБ было два отдела, основное пополнение поставлял Томск: политехнический институт и электромеханический техникум. Помню, как-то те и эти заспорили, мол, зачем институт, если хватает техникума. Но позже самые толковые выпускники ТЭМТ стали «вечерниками» ТПИ: доучивались, потому что в институте специальные предметы давали, конечно, намного глубже.

– Cотрудничество с Томским политехническим...

– ...было в первую очередь с кафедрой ЭМА, которой заведовал профессор Геннадий Антонович Сипайлов. В частности, при создании синхронно-реактивных двигателей, тогда работами руководил доктор технических наук Е.В. Кононенко.

Тепловые и вентиляционные исследования для серий асинхронных двигателей вёл большой коллектив под руководством доцентов Д.И. Санникова и В.А. Жадана, вопросами надёжности занимались группы во главе с профессорами Ю.П. Похолковым и Э.К. Стрельбицким.

Особенно большие объёмы исследований на кафедре выполнялись при создании новых единых серий. Это была работа всесоюзного масштаба. СКБ предоставляло конструирование, базу для экспериментов, стендовых и промышленных испытаний, а кафедра обеспечивала науку. К слову, когда СКБ руководил ученик Сипайлова доктор технических наук, профессор Эдуард Митрофанович Гусельников, НИР составлял до 20-25%, ОКР – до 70%.

– Чем отличается новое поколение политехников?

– Большей прагматичностью. Теоретические знания – на прежнем высоком уровне, но мы были «и физики, и лирики», если говорить в терминологии тех лет. А сейчас ребята приходят – им нужен заработок. Они более сведущи в том, где найти высоко оплачиваемую работу. Хватка есть. Это – хорошо, но есть и негатив. Например, не устраивает молодого человека уровень заработной платы, он поработает какое-то время (а мы свой «багаж» никогда не скрывали, всегда делились и делимся всем, что знаем!) – наберётся опыта и уходит...

– У Вас такого не было?

– У нашего поколения?

– Да…

– Поколений на моих глазах сменилось несколько. Так вот, у нас больше было романтизма, а это… и плохо, и хорошо. Где-то мы были идеалистами. Но в 90-е, когда зарплата конструктора не превышала цены 1 кг сливочного масла, тогда и СКБ, и «Сибмотор» выжили исключительно благодаря таким «идеалистам». При этом, заметьте, мы ведь ещё умудрялись заниматься техническим творчеством и даже в тех условиях, когда всё рушилось, создавали надёжные двигатели различного назначения, закрывали прорехи в техническом обеспечении промышленности страны.

А сейчас те, что идут за нами, в борьбе за «место под солнцем» могут легко переступить через многих и через многое. И такое, к сожалению, встречается.

– Наконец, наши дни?

– Четыре года назад с одного выпуска кафедры ЭМА Электротехнического института ТПУ пришли выпускники специальности «Электромеханика» Виктория Кумейко и Сергей Шелестюк. Виктория поработала и ушла в другое место. А Сергей – «машинник» во втором поколении. До него здесь работал отец, старший брат. И сам он пришёл с хорошей инженерной подготовкой, схватывает на лету, что называется. Сейчас исполняет обязанности начальника отдела. Прекрасно работает выпускница ТПУ 2003 года Наталья Шпет (Поветкина).

«А в целом за полвека жизни через «Специальное конструкторское бюро» «Сибэлектромотора» прошли десятки выпускников ТПИ разных лет… – подытоживает конструктор Бородин. – Не скрою, что распределение к нам получали лучшие или одни из самых лучших инженеров-политехников. И каждый из тех, кто приходил, безусловно, внёс свой вклад в проектирование и создание электрических машин!»

Интервью: О.Н. ПЛОТНИКОВ.