Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Кадры решают всё?..

12 октября – День кадрового работника

Кадровые работники – люди, по общему представлению, серьёзные, дотошные, и основная их деятельность связана с документами. Однако про кадровиков, которые работают в Томском политехническом, со всей ответственностью можно сказать, что за каждой буквой, строчкой приказа они видят реального человека с его конкретными проблемами. И это при том, что нас (студентов и сотрудников) в вузе – под тридцать тысяч. А людей, которые ведают кадрами, – всего-то 19.

О работе своего отдела, в преддверии Дня кадрового работника, который в России отмечают 12 октября, рассказывает начальник ОК Елена Валентиновна Одегова.

– Вы стали начальником отдела кадров в 2002 году. За это время в стране, и, соответственно, в трудовом законодательстве произошло много кардинальных изменений. Выросли ли в связи с этим требования к кадровым работникам?

– Действительно, в 2002 году вместо старого и привычного КЗОТа появился новый Трудовой кодекс. И вот с тех пор дорабатываются и исправляются оплошности и несостыковки, чуть ли не ежемесячно в кодексе появляются уточнения и дополнения. Всё это требует от наших сотрудников мобильности и внимательности. Мы знакомимся с новыми законопроектами, плотно работаем со специализированной литературой, с «Консультантом+». Нужно сказать, что весь коллектив отлично справляется с этими задачами. Люди быстро схватывают новое, готовы учиться. Хотя количество подписываемых бумаг увеличилось в разы! В декабре прошлого года, например, в связи с переводом сотрудников на новую систему оплаты труда было оформлено почти 8000 дополнительных соглашений. Сейчас же мы готовим «Положение о защите персональных данных», и с ним до конца года должны будут ознакомиться все политехники.

Но нам и без новшеств в законодательстве всегда хватало работы. Начиная с того, что мы полностью заново делали базу данных студентов и сотрудников. Инспекторам пришлось вручную вбивать в компьютерную программу все имеющиеся сведения. И их заслуга в том, что сейчас база в идеальном состоянии. Только иногда возникают небольшие проблемы с отчетностью. Ведь раньше отчёты из года в год были одними и теми же, система была отшлифована временем. А сегодня часто требуются данные, которые никогда не запрашивались. И мы учимся сами формировать документы, чтобы как можно меньше напрягать программистов, которые и так нам очень помогают.

– Как я поняла, применение трудового кодекса на практике иногда вызывает проблемы?

– Такие ситуации случаются, и нередко. Закон теоретически правилен, но не даёт ответы на все вопросы при практическом его применении. Приведу пример. В соответствии с Трудовым кодексом очередной отпуск совместителю предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. При этом ТК предусматривает только один вариант, когда продолжительность отпуска по совместительству меньше, чем отпуск по основному месту работы. На практике же в ТПУ много сотрудников, у которых отпуск по основному месту работы меньше, чем отпуск по совместительству. Такой вариант кодекс не рассматривает. Поэтому нам приходится находить компромиссы, чтобы действовать в рамках закона. И здесь мы плотно работаем с юридическим управлением, профсоюзным комитетом.

– Кадровая работа – это ведь не только документы. Это и постоянные консультации, общение с людьми...

– Да, каждый день с 14:00 до конца рабочего дня двери отдела открыты для сотрудников и студентов. К нам идут с самыми разными вопросами. Начисление и перерасчёт пенсии, командировки, отпуска, приём на работу, увольнение, получение копий трудовой книжки и так далее. Приносят документы о получении учёных степеней, званий. Конечно, клиенты бывают разные, с людьми работать вообще непросто. Один уже сюда приходит уставший от проблем, другой вырвался с рабочего места на пять минут, а здесь его ожидает очередь. Редко, но бывают накладки, хотя у нас тройной контроль проверки документов. Стараемся выверить каждую строчку, потому что за ней судьба конкретного человека. Объясняем, уговариваем, доказываем, главное, чтобы клиент получил исчерпывающую информацию по всем интересующим его вопросам. Кстати, мы постарались по максимуму выложить основные документы на сайте ТПУ (evo@tpu.ru).

– Я заметила, что у вас здесь довольно тесно. Начался приём посетителей, и уже не поговоришь.

– Это одна из самых серьёзных наших проблем. Мы уже давно пробуем её решить. Вот, например, в небольшом кабинете – пять инспекторов, и когда у каждого из них посетитель со своим личным вопросом, то просто не развернуться. Нашим клиентам даже негде присесть, чтобы написать заявление. А когда в сентябре студенты ФТФ одновременно получали допуски в закрытую часть, то они заняли почти все подоконники первого этажа главного корпуса! Конечно, нас бы очень разгрузила возможность расширения помещения. В приёмной можно оформить стенды с самыми важными документами, на столы поставить образцы заявлений – и многие вопросы разрешались бы «на подходе», без личных консультаций с нашими инспекторами. Если решить эту задачу, обслуживание станет много лучше. Но на первом этаже нет свободных помещений, а мы, можно сказать, уже «тонем» в бумагах. Однако, если переместиться на верхние этажи, то с нашим «богатством» – восемнадцатью железными шкафами, где хранятся около 25 тысяч личных дел студентов, двенадцатью шкафами с личными делами сотрудников и многотонными сейфами, где лежат трудовые книжки, – мы станем реальной угрозой соседям снизу. Так что пока только остается надеяться на положительное решение вопроса с расширением площадей на первом этаже.

– Хорошее ли у отдела кадров взаимопонимание с руководителями других структурных подразделений, от которых зависит своевременное предоставление информации?

– Хочу сказать, что понимание мы обычно находим. Я знаю, что у всех наших сотрудников много своей повседневной работы, а тут мы – с просьбами вовремя оформлять и подписывать приказы и распоряжения, делиться с нами информацией до определённого срока. Нужно просто понимать, что без этого не обойтись. Бывает, что какие-то сведения о сотрудниках до нас просто не доходят. Всё это увеличивает вал работы и иногда порождает досадные недоразумения. Например, электронный телефонный справочник на сайте ТПУ обновляется из нашей базы данных сотрудников. И поэтому именно к нам обращаются с вопросами, почему там дана неверная информация о телефонах или местонахождении подразделений. Сведения мы принимаем в любом виде и исправить контакты в нашей базе – дело пяти минут. А на следующий день они уже будут обновлены на сайте. Но, к сожалению, нас забывают ставить в известность об этих изменениях.

Или вопрос с увольнением... Здесь проблема в том, что сотрудник должен предупредить работодателя о своём решении не менее чем за две недели, но до нас заявления доходят иногда чуть ли не в день увольнения. Мы просто физически не успеваем подготовить и подписать приказ. Более того, в этот же день мы должны выдать на руки человеку трудовую книжку, иначе организации могут грозить негативные юридические последствия. Так что приходится вести постоянную разъяснительную работу с руководителями, чтобы вовремя делились сведениями и не задерживали документы у себя.

– Столкнулись ли вы в наше непростое время с необходимостью вынужденных сокращений рабочих мест?

– Сокращения есть, но не глобальные и не связанные с кризисом. В основном, эта мера продиктована необходимостью убрать определённые должности. Например, сейчас создана новая структура – Отдел безопасности общежитий. В нём – мужчины-охранники, которые реально могут предостеречь молодёжь от безответственных и необдуманных поступков. Соответственно, в некоторых подразделениях начинается сокращение вахтёров. Процедура проводится постепенно и по всей строгости закона. Мы предлагаем сотрудникам все имеющиеся вакантные должности. Несколько человек уже подобрали себе новые места работы. То есть сокращения, как такового, нет, и я надеюсь, что ТПУ это явление вообще не коснётся.

– Как будете отмечать свой профессиональный праздник?

– Думаю, что для нас это будет обычный рабочий день. Уж слишком большая загруженность сейчас – готовим министерский отчёт. Но поздравления принять будем рады. А я бы хотела пожелать своему женскому коллективу простого счастья. Ведь счастье – что это? Это, как часто говорят, с удовольствием идти утром на работу, а вечером, с чувством выполненного долга и с радостью возвращаться домой. Кстати, вовремя возвращаться не всегда у нас получается. Бывает, что сотрудники задерживаются, иногда трудятся по субботам. Я могу сказать, что этого не требую, просто люди сами настолько привыкли выполнять свою работу качественно и своевременно, что у них душа болит, если что-то не сделано. И я за это очень ценю и люблю свой коллектив.

Елена СЕРГЕЕВА.

Мнение

Ирина, сотрудник ТПУ:


– Я принесла в отдел кадров больничный. Сегодня повезло – очередь не такая и большая…

Про женщин, работающих у нас кадровиками, могу сказать одно – добрые и отзывчивые. Сами понимаете, не все в документах разбираются, а они рассказывают и разъясняют: чьи необходимы подписи, где их взять. Мне кажется, они миллион раз по кругу это повторяют, как нервы только выдерживают? Должны бы раздражаться, но нет – очень терпеливые.