Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как живешь, педагог-политехник?

5 октября – Всемирный день учителя

Вузовских преподавателей не особо поздравляют с Днём учителя. Принято считать, что это школьный праздник – с признаниями в любви, концертами и охапками осенних цветов. Однако мы знаем, что именно на них – настоящих Учителях и наставниках для повзрослевших уже детей – держится вуз. И, разлетаясь по жизни, именно их вспоминают тепло и с благодарностью.

Стоит посмотреть на встречи питомцев ТПУ – политехники первым делом наносят визиты любимым педагогам и вместе с ними погружаются в счастливую пору своего студенчества. Многие, только сами начав трудовую жизнь, понимают, что за строгостью вузовских преподавателей – люди со своими житейскими проблемами, сомнениями и эмоциями, разочарованиями и радостями. Как живётся им в современном политехническом?

В профессиональный праздник – День учителя – мы задали нескольким педагогам этот вопрос, а также попросили высказать свои пожелания коллегам.

Екатерина Александровна Таран, старший преподаватель кафедры экономики ИЭФ:

– Хорошо живется. Если ты занимаешь в профессии не своё место, то за любые деньги работать сложно. А когда человек трудится, вкладывает в дело свою душу, оно приносит ему удовлетворение и материально оплачивается, то это замечательно. Мне очень нравится профессия преподавателя. Когда видишь понимающие глаза студентов, ощущаешь, что они тебя внимательно слушают, верят тебе – получаешь ни с чем несравнимый приток энергии. Конечно, на стипендию аспиранта не прожить, поэтому работают у нас практически все. И здесь, я думаю, многое зависит от активности самого человека. Можно прийти в вуз, сидеть на одном месте и получать стабильно оклад старшего преподавателя, не более того. Но мне кажется, что все сейчас имеют возможность дополнительного заработка. Я имею в виду участие в различных грантах на поддержание научной деятельности. И молодые ученые, по крайней мере, на нашей кафедре, активно действуют в этом направлении.

Своим коллегам я хотела бы пожелать успехов в научной деятельности, здоровья, хороших студентов. И, конечно, материального благополучия, потому что, к сожалению, когда на первое место встает финансовый вопрос, то наука, исследования, вовлечение студентов в университетскую деятельность, зачастую начинают отодвигаться на задний план.

Анатолий Васильевич Шмойлов, кандидат технических наук, доцент кафедры электрических станций ЭЛТИ:

– Я бы сказал так: относительно других слоев населения мы живём нормально. Конечно, каждому хотелось бы иметь больший доход, но в принципе, преподавателям со степенью, со званием, особо обижаться не на что. А вот молодые, выбравшие учительскую стезю, чаще всего ничего не имеют. Ведь в этом возрасте они начинают обзаводиться семьями, а собственные квартиры либо средства на съём жилья и обеспечение достойной жизни отсутствуют. И возможностей у руководителей кафедр и факультетов помочь молодёжи – тоже нет. Поэтому так сложно убедить талантливых юношей и девушек остаться в вузе и заниматься преподавательской деятельностью. Наши перспективные магистранты, выпускники идут на производство, потому что там платят лучше, и изначально они начинают получать больше, чем, например, квалифицированные доценты, а иногда даже профессора. Мне кажется, нужно их стимулировать, может быть, активнее давать кредиты, вкладывать в поддержку молодёжи средства по максимуму. Возраст профессорско-преподавательского состава год от года увеличивается, и свежий приток просто необходим!

Я хотел бы пожелать нашим педагогам продолжать заниматься на своем месте своим профессиональным делом, развивать его насколько позволяют обстоятельства и материальная база. Естественно, когда не хватает каких-то ресурсов, приходится придумывать что-то своё, оригинальное, генерировать идеи. Хотелось бы, чтобы на это хватало энтузиазма и преданности выбранной деятельности.

Преподаватель должен быть доброжелательным к студенту, должен любить его. У нас иногда педагог ведёт себя как ментор, излишне наказывает за нарушения дисциплины, запрещает выходить за обозначенные им рамки. Думаю, надо изживать из практики высокомерный барский тон. Необходимо большее взаимопонимание между коллегами, педагогами и студентами. А руководству хотел бы пожелать чаще встречаться с преподавателями в рабочем порядке, чтобы что-то можно было обоюдно изменить, улучшить, исправить ошибки, подсказать.

Елена Викторовна Арляпова, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологи и социальной коммуникации ГФ:

– Я думаю, что если человек длительно работает на одном месте, то либо его всё устраивает, либо ему лень куда-то двигаться. В деятельности преподавателей-политехников есть свои неоспоримые достоинства. Есть и такие плюсы, особенно для родителей с детьми, как плавающий график, большой летний отпуск. Выделено время для развития и самосовершенствования – это очень ценно. Конечно, многим, особенно молодым преподавателям, непросто материально. Финансовое положение заставляет их читать лекции в других учебных заведениях. Я морально к этому не готова, живу душой в политехническом и «разрываться» не получается.

Несмотря на все материальные сложности, у нас много аспирантов, которые выбирают после окончания вуза преподавательскую деятельность. Кстати, в этом плане ассистентам очень помогла новая система оплаты труда, они стали получать за свою работу больше.

Мне хотелось бы пожелать коллегам творческой реализации и сохранения интереса к работе со студентами. Думаю, в сфере образования должны работать те, кому это действительно нравится. Обычно так и есть. Если человек не педагог по призванию, то происходит естественный отсев – через год-два-три он уходит. Остаются те, кто ощущает себя на своём месте. Преподаватели, конечно, все разные. У нас есть стандарты создания материальных вещей, организаций, образовательные, но непосредственное общение «учитель – ученик» очень сложно уложить в рамки стандарта. Каждый преподаватель привносит в обучение свою лепту, подходит с разных сторон к одному и тому же объекту, и это многообразие очень ценно для студентов. Задача преподавателя – не дать материал для зазубривания, а сделать так, чтобы его слушатели умели выбирать, анализировать, исследовать. Знали, как применять на практике полученные знания. Мне кажется, что в политехническом преподаватели с этими задачами справляются.

Понятно, что расспросить всех невозможно. И страницы нашей газеты открыты для тех, кому есть что сказать на тему: «Как живётся преподавателю в ТПУ?»

Елена ЕФСТИФЕЕВА.