Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Куратор 20 лет спустя...

Открытие в Томске технического вуза было серьезным и осознанным решением правительства России в ХIХ веке. Наша Альма-матер стала первой кузницей инженерных кадров за Уралом.

Уже в те далекие годы, когда возможность получения высшего образования предоставлялась далеко не многим, забота о студентах была присуща профессорско-преподавательскому составу нашего вуза.

Принятая в 1903 году первая Инструкция для кураторов Томского технологического института Императора Николая II является ярким тому подтверждением, т.к. в основу кураторской деятельности была положена забота об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов.

Время шло, изменялись социальные, политические и экономические условия жизни, но роль куратора по-прежнему оставалась важной.

Очередной рубеж выпал на начало 90-х годов прошлого столетия, когда идеология, господствующая в течение многих десятилетий, была отметена, а новая ещё не сформировалась. В умах господствовал хаос. Всё это привело к тому, что резко возросло количество правонарушений в студенческой среде. По данным правоохранительных органов, за 1992 год в 14 студенческих общежитиях было совершено 78 преступлений (в основном кражи, грабежи, употребление наркотиков, нанесение телесных повреждений). Из студенческих организаций остался только профком студентов, да и он безмолвствовал.

Многие преподаватели встали на позицию, что воспитанием они заниматься не должны. Да и вообще слово «воспитание» в те годы было почти ругательным. Именно в этих условиях ректорат университета принимает решение о необходимости наведения порядка в студенческой среде и поручает это проректору по учебно-воспитательной работе А.В. Водопьянову. Одновременно создается отдел по внеучебной работе. В этот период мобилизуются все, к сожалению, немногочисленные, ресурсы, в т.ч. начинается и процесс восстановления Института кураторов.

Первоначально эта деятельность сводилась к встречам с администрацией университета, консультациям со специалистами различного профиля: юристами, врачами и т.д. Таким образом, кураторы получали информацию, которую рекомендовалось донести до студентов в группах. Эти консультации проводились, как правило, сразу для кураторов всего университета. В дальнейшем, по мере развития института кураторов, в ТПУ изменялась организационная структура кураторской деятельности. Появились старшие кураторы подразделений, из которых позднее сформировался Совет кураторов ТПУ.

Новый виток в развитии института кураторов пришелся на 2004 год, когда отдел внеучебной работы был реорганизован в отдел организации воспитательной работы и передан проректору по учебной работе. Именно благодаря поддержке П.С. Чубика нам удалось многое. Совместно с Институтом инженерной педагогики была открыта полноценная школа молодого куратора «Роль куратора в организации воспитательной работы в техническом вузе», рассчитанная на 52 аудиторных часа и ориентированная на продуктивное обучение. По окончании школы кураторы приобретали набор психологических техник и педагогических приёмов, а также ряд навыков и умений, необходимых для организации работы со студенческой группой. Слушателям, освоившим предлагаемый материал в полном объёме, выдавался сертификат ИИП ТПУ.

Именно в этом году начался значительный приток в ряды кураторов молодёжи. В их деятельности появились новые направления, такие как адаптация студентов первого курса к вузовскому социуму, психологическая поддержка и разгрузка студентов, деятельность по формированию мотиваций ЗОЖ и др. К этому времени сформировалась четкая структура института куратора. Сотрудниками отдела организации воспитательной работы серьёзное внимание было уделено разработке методических материалов в помощь куратору, заключены соглашения с социальными партнерами (городским Центром здоровья, Центром планирования семьи, областным центром АНТИ-СПИД и др.), актуализированы локальные нормативные документы. Ежегодно организовывались методические семинары и научно-практические конференции по воспитательной работе, в т.ч. Всероссийского уровня. С целью мотивации кураторов был организован конкурс «Лучший куратор года».

В эти годы ярко проявили себя молодые кураторы. Их деятельность в условиях внедрения педагогики сотрудничества была направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Они участвовали в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов через сотрудничество с психологической службой университета. Ими были разработаны новые учебные программы, такие как «Человек культурный» (ЭФФ). Эти достижения стали основополагающими в присвоении ТПУ звания Лауреата во Всероссийских конкурсах по организации воспитательной работы в 2004-м и 2006-м годах.

Меняются внешние условия, возрос статус нашего университета. Все это не может не отражаться и на деятельности института кураторов в Томском политехническом университете. Сегодня благодаря поддержке администрации университета, и прежде всего ректора университета П.С. Чубика, статус куратора академической группы значительно повысился. Кураторы назначаются только из числа ППС. Часы куратора проводятся в рамках академической нагрузки. Рабочие планы соответствуют новым требованиям. Обучение молодые кураторы проходят в рамках курсов повышения квалификации (рабочий объём – 72 часа) с последующей выдачей удостоверения государственного образца.

Серьёзную поддержку в работе кураторам оказывает психологическая служба университета. Всё это позволило институту кураторов ТПУ получить статус Ресурсного центра по кураторской деятельности. Сегодня мы имеем возможность транслировать свой опыт в рамках повышения квалификации на базе ИДНО ТПУ на вузы РФ. В октябре 2011 года за опытом по организации кураторской деятельности к нам съехались специалисты из Москвы, Тулы, Иркутска, Омска, Новосибирска, Алтая. В процессе знакомства с работой нашего вуза слушателями была дана высокая оценка этой деятельности в Томском политехническом.

Вхождение РФ в общеевропейское образовательное пространство внесло свои изменения и в кураторскую деятельность. Начиная с октября 2011 года кураторы учебных подразделений выполняют функции «академических консультантов», т.е. помогают студентам младших курсов освоить образовательные траектории в рамках кредитно-рейтинговой системы. Институту кураторов в Томском политехническом – быть!