Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Электрические машины

Олег Плотников

С момента, когда в Сибирском механико-машиностроительном институте (выделился из Сибирского индустриального института), cостоялась первая защита студенческой дипломной работы по электромеханике, прошло 80 лет. Значительный период дальнейшего развития отечественного электромашиностроения связан с профессором ТПИ Геннадием Антоновичем Сипайловым и направлениями, которые развивала кафедра электрических машин и аппаратов. О преемственности – беседа с одним из старожилов и выпускником кафедры ЭМА профессором О.П. Муравлёвым.

СПРАВКА
Первую научную статью Олег Павлович опубликовал в 1962 году вместе с зав. кафедрой Г.А. Сипайловым и научным руководителем по кандидатской Э.К. Стрельбицким в журнале «Электротехника». Кандидатскую диссертацию защитил в 1966-м, когда все модели по статистике считали с помощью арифмометра, выбрав направление, связанное с надёжностью электрических машин. Докторскую (1986 г.) посвятил научным основам качества и надёжности электрических машин:

- В начале 70-х было востребовано проектирование, позже – технологии, сейчас – эксплуатационная надёжность, требующая совершенствования системы технического обслуживания и ремонта. Подходы могут быть разными. Один – это планово-предупредительные ремонты: отработал крановый двигатель полгода – провели ППР. Другой – по техническому состоянию, реализуется там, где возможна диагностика. Например, для тяговых двигателей локомотивов.

Что касается выхода на практику, то на Юргинском машиностроительном заводе с 2005 по 2009 годы мы набирали статистику по 100 крановым двигателям. Так вот, за 20 тысяч часов у всех обмотка статора отказала хотя бы раз. С помощью методов математического моделирования построили графики фактических наработок на отказ. И получается, если 6000 часов работает мостовой кран, то вероятность его безотказной работы – 0,75.

Тему ведём силами аспирантов. Магистранты тоже участвуют: Игорь Болгов занимается «Исследованием эксплуатационной надёжности электрооборудования троллейбусов»; Кирилл Музер из Междуреченска завершает тему «Повышение эффективности эксплуатации взрывозащищенных асинхронных двигателей при добыче угля» (до него по «взрывозащищённым» работал магистрант из Казахстана).

В прошлом году по эксплуатационной надёжности блестяще защитил кандидатскую Валерий Гусев. Скорее всего, продолжит исследование… Приехал из города Мирный (Республика Саха, Якутия), поступил в заочную аспирантуру, работал инженером в АК «АЛРОСА» и параллельно подготовил диссертацию.

Проблема, которую он решил для своего производства: система технической диагностики электродвигателей, работающих в экстремальных условиях (перепады температур на поверхности от + 35° С до – 55° С, влажность и т.п.). Чем и хороши заочники, они делают то, что необходимо предприятию.

А всё дело в том, что компании, добывающей алмазы, простои обходятся не дёшево. И там очень своевременно поняли, что дешевле закупить оборудование для технической диагностики двигателей.

Корр.: – А в целом состояние отрасли электромашиностроения каково?

– Пример Сибэлектромотора… Он в бытность Советского Союза выпускал больше 400 тысяч штук двигателей высотой оси вращения 112 мм. Ныне больше 200 тысяч, но высоты разные – 80, 90, 112, 132. И технология совершенно другая: тогда автоматические линии были настроены на h=112 и только её «штамповали». Сейчас станки с ЧПУ, завод берётся за любую партию изделий, сегодня могут делать h=90, завтра – h=132.

Cудя по той информации, которая до меня доходит, наблюдается определённый рост. Был провал, сейчас он восполняется, электротехнические предприятия выпускают для рынка России те двигатели и столько, сколько нужно.

Да даже в Томске ситуация меняется. Электротехнический завод с приходом госзаказов оживился. На ТЭМЗе раньше использовали двигатели того же Сибэлектромотора, сейчас сами делают изделия во взрывозащищённом исполнении для вентиляторов главного проветривания шахт и метрополитена на уровне мировых образцов.

Одним словом, с моей точки зрения, перспективы – хорошие. Ну, и по логике вещей, ведь на электрических машинах и аппаратах все интеллектуальные энергетические сети основаны. Кстати, надёжность имеет основное значение. Так что мы к этому готовимся.

Пятая юбилейная конференция «Электромеханические преобразователи энергии», посвящённая памяти профессора Г.А. Сипайлова, работала 12–14 октября в Энергетическом институте ТПУ. Событие состоялось с широким представительством российских специалистов и международным участием – Германия, Венгрия, Казахстан, Киргизия. Содержательно идею организаторов конференции выразил на пленарном заседании доцент кафедры электромеханических комплексов и материалов А.Б. Цукублин: «Если бы с уходом из жизни выдающихся людей на небе загоралась звезда, то непременно одна из них носила бы имя Геннадия Антоновича Сипайлова».