Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Мюнхенские заметки

Александр Фадеев, Светлана Рыбушкина

Существует мнение, что успех всей поездки зависит не столько от великолепия места, сколько от попутчиков и внутреннего настроения. Наша командировка в Мюнхен явилась лишь ещё одним доказательством этому утверждению.

В июле этого года преподаватели института кибернетики (С.В. Рыбушкина, Е.С. Самсонова, Э.В. Малахов, В.В. Соколова, Т.И. Бутакова, А.С. Фадеев, Е.М. Володин и О.М. Замятина), а также наши коллеги из Красноярска (5 человек), Иркутска (4 человека), Москвы (3 человека), Лиссабона (3 человека) и Барселоны (2 человека) совершили незабываемое путешествие в г. Мюнхен, столицу Баварии и красивейший город Германии. Целью поездки стало изучение английского языка, запланированное в рамках проекта «Темпус MoNetCom» (http://monetcom.tpu.ru/), и занятия, проходившие ежедневно с 9 утра до 4 вечера под руководством великолепных преподавателей, для которых английский является не только профессией, но и родным языком, оказались очень полезны.

О ЯЗЫКАХ

В течение двух недель мы ходили с ощущением, что попали в фильм, в котором кто-то переключил звуковую дорожку. Иногда кажется, что РАЗ – и все вокруг заговорят по-русски. Как будто плохой дубляж: вроде бы должна быть русская, родная речь, а её не слышно. Правда, общение на английском приобрело интересные стороны. Мы вдруг поняли, что можем общаться с испанцами и португальцами! Как со своими коллегами! Это совсем не то, что на ресепшн гостиницы сказать «Мне надо Интернет». Нет! Мы ведем нормальное общение: задаём вопросы, шутим, смеёмся. Дело в том, что на фоне преподавателей – носителей языка – мы все: португальцы, сибиряки и москвичи, владеем языком почти одинаково, и это как-то нас сблизило. Оказывается, не надо долго готовить топик, накидывать на листочек заготовки фраз и зазубривать их перед тем, как обратиться к кому-то с вопросом. Нужно всего лишь подойти и начать говорить.

О КОМФОРТЕ

Количество лифтов в зданиях стремится к количеству посетителей. В четырехэтажном здании Института информатики и математики Технического университета Мюнхена только в главном холле располагаются 10 лифтов. И все функционируют! Вообще, всё, что можно, автоматизировано. В этом же Институте на всех окнах установлены жалюзи: металлические снаружи, тканевые изнутри. О том, что металлические уличные жалюзи опускаются под управлением электроприводов, мы догадались. То, что внутренние тканевые тоже управляются кнопочками, можно было надеяться. Но то, что все наружные жалюзи, кроме управления из каждой аудитории, имеют ещё и централизованное управление, нас шокировало. Примерно в 2 часа дня, как только солнце перекатилось с восточной половины небосклона на западную и первые его лучи хотели было уже заглянуть в аудитории, внезапно все до единой жалюзи всех этажей всех окон западной стороны начали опускаться, а когда опустились полностью, ещё и прикрыли лопасти.

О ГУМАННОСТИ

У немцев не принято уступать место в метро, пропускать вперёд в очереди, кто бы ни был перед тобой. Просто не принято. Поэтому, если кто-то вдруг уступит сидячее место, то женщины искренне улыбаются и с радостью и смущением садятся. Или оскорбляются, потому что своим предложением вы намекнули на их немощность. Но это – исключение, и, скорее всего, уступивший – приезжий. Говорят, после рождения детей многие становятся более гуманными.

Другая сторона гуманности – отношение к людям с ограниченными возможностями. В Германии очень много сделано для инвалидов-колясочников. Весь общественный транспорт низкопольный и слегка «приседает» в сторону остановки, чтобы коляска могла заехать прямо с бордюра. Все станции метро оборудованы лифтами, и вагон подъезжает к перрону так близко, что в него можно заехать, не застревая колесом в образовавшейся щели. Это норма. Именно такое отношение позволяет инвалидам наравне со всеми людьми передвигаться по городу.

О ДЕНЬГАХ

Представьте, что вы в столовой набираете еды, а в счёте пробивается сумма, слегка превышенная ваши ожидания. Оказывается, вам в счёт включена ещё и стоимость посуды. Вообще это означает, что вы купили себе лишний комплект посуды. Ну мало ли, пригодится… Однако если эти тарелки отнести к окну приёма грязной посуды, вам за каждую дадут жетон, а в кассе за жетон молча вернут полную стоимость сданных склянок. Не хотите покупать и сдавать тарелки? Пожалуйста, можете взять бумажные. Их не принимают, их сдавать не надо. Но в стоимость их всё равно включат, хоть они и значительно дешевле керамических.

О МЕТРО

Первое, что бросилось в глаза, – полное отсутствие турникетов. Их просто нет. Там, где в России установлены турникеты, в «U-Ban» стоят столбики, в которые можно вставить билет, чтобы погасить его. И всё, никаких преград ни для входа, ни для выхода. Второе: метро практически бесшумное. Поезда подъезжают к станциям почти беззвучно и едут приятно шурша.

Третье: двери открываются вручную. Когда поезд останавливается, слышится «пшик» – звук выпущенного воздуха, но двери не открываются! Если вам надо выйти, потяните металлическую ручку на двери от центра в сторону, и дверь откроется. Сделано это в целях экономии энергии. На новых вагонах вместо ручек – круглый пятачок с огонёчками по кругу. На нём нарисована ладошка. Прикасаетесь к ней (когда уже что-то «пшикнуло»), и двери плавно разъезжаются перед вами.

Четвертое: экономные немцы решили, что незачем гонять эскалаторы круглые сутки. Они, когда никто ими не пользуется, останавливаются. Но стоит наступить на площадку перед эскалатором, он запускается и готов вас перевозить. Причем, как мы обнаружили, один и тот же эскалатор может ехать как вверх, так и вниз (очевидно, в зависимости от того, кто первый с какой стороны наступил). Поэтому на многих выходах из метро рядом с лестницей установлен всего один эскалатор. Для того чтобы люди знали, куда он едет, перед входом в эскалатор зажигаются знаки: синяя стрелка, красный кирпич или знак реверсивного движения, который и свидетельствует о возможности запустить эскалатор в нужную вам сторону.

Мюнхен оставил о себе очень яркие воспоминания, несмотря на дождливую погоду, сдержанный приём немецкими партнёрами, большой объём работы и усталость после завершенного учебного года. Несомненно, отчасти благодарить за это надо нашу дружную команду, в которой каждый готов подержать друг друга в любом начинании. За проведённые в командировке две недели мы стали не просто коллегами, а настоящими друзьями. Но и сам город достоин звания туристической столицы Германии. Его старинные улочки, замки и богатейшие церкви никого не оставят равнодушными.

Считается, что Мюнхен особенно хорош зимой, присыпанный снегом и радующий глаз рождественскими украшениями, смотрящими на прохожих из каждой витрины. До сих пор нам не представлялось возможности насладиться его зимними красотами, но мы обязательно внесём этот пункт в список «маст си». Проект финансируется при поддержке Европейской комиссии.