Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Четыре дня на слом стереотипов

Олег Плотников

Всероссийская научно-методическая конференция «Воспроизводство кадров инженерно-технических специальностей: магистратура, аспирантура, докторантура» работала в Томске 10–13 октября. В ней приняли участие 130 представителей вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Самары, Томска, Якутска.

В качестве организаторов конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Ассоциация ведущих университетов России, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Российский материаловедческий центр СО РАН, ОАО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск».

– Тема воспроизводства кадров высшей квалификации, интеллектуальной элиты общества остаётся актуальной уже многие годы, – отметил ректор ТПУ Пётр Чубик, – хотя говорить о ней, дискутировать, отважиться на предложение каких-то решений готовы далеко не все.

Вместе с тем, по словам профессора Чубика, проблема повышения качества магистратуры, аспирантуры, докторантуры – наболевшая. И понимание того, что нужно что-то менять, уже пришло. Он также напомнил, что в марте этого года в Общественной палате РФ состоялся «круглый стол». Его участники приняли резолюцию, опирающуюся на Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия, в частности, предусматривает создание стимулов для прихода талантливой молодёжи, закрепление молодых исследователей в российской науке, интеграцию академической и вузовской науки. Кроме того, в ней же ставятся конкретные задачи, такие как внедрение новых моделей аспирантской подготовки с опорой на лучшие мировые практики; привлечение к руководству аспирантурой ведущих российских и зарубежных учёных; подготовка не менее 10 000 аспирантов в ведущих мировых университетах; обеспечение российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами.

Понятно, что 2020 год прозвучал не случайно, поскольку в последующие три дня работы участники конференции решали крайне сложную задачу: пытались уловить тенденции развития общества, создания новых технологий и предугадать будущее высшей школы вплоть до 2030 года, чтобы через эту призму смоделировать видение принципиально иного (на порядок отличающегося от сегодняшнего) качества подготовки кадров высокой и высшей квалификации страны.

Точкой отсчёта для этого стало полное информационное погружение первого дня, в течение которого участники конференции прослушали выступления 7 экспертов. В этом качестве выступили Сергей Пахомов (Министерство образования и науки РФ), Алексей Пушкаренко (Администрация Томской области), Пётр Чубик (Национальный исследовательский Томский политехнический университет), Сергей Панин (Сибирское отделение РАН), Алексей Барышев (ОАО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск») и другие.

В дальнейшем работа проходила в формате «круглых столов». И, по мнению самих участников, в три оставшихся дня модераторам удалось мобилизовать конференцию на прорыв. Вот что по итогам работы сказал один из участников события, заместитель начальника управления НИТУ «МИСиС» Андрей Данилин:

– Мы ставим перед собой задачу интенсивного развития магистратуры и последующих образовательных ступеней в ответ на быстро меняющиеся требования к образованию, поэтому для меня было очень важно и интересно принять участие во Всероссийской конференции, обменяться опытом с коллегами из технических вузов.

Семинар проходил в нетрадицион-ном формате форсайта (от англ. Foresight), и, как говорят разработчики, метода, это проектирование «из будущего». В течение трёх дней мы постарались определить, какие тенденции (тренды) в образовании в будущем станут доминантными, а что сойдёт «на нет», какие компетенции приобретут решающий характер для успеха будущих выпускников и какие события будут оказывать существенное влияние на выявленные тренды.

Фактически мы постарались спроектировать желаемые образы магистра, кандидата, доктора наук, востребованные в различных сферах инженерной деятельности.

Задача слишком масштабная для того, чтобы решить её за один шаг. Обязательно должно быть несколько последовательных этапов, постепенно приближающих коллектив вуза к поставленной цели.

По сути, на этой площадке состоялся первый этап – ОСМЫСЛЕНИЕ. Конечная цель – переосмыслить компетенции и формат подготовки высококвалифицированных специалистов, чтобы они были успешны и соответствовали требованиям не только современного рынка труда, но и того, который будет Завтра.