(А.Ф. Федоров, «Магистратуре – новые технологии обучения», «За кадры», №21 (3311), 26 октября 2009 г.)
В последние годы происходят значительные изменения в организации и функционировании Всемирной паутины: появились сетевые сообщества (социальные сети), открытые энциклопедии (Wikipedia), большинство публикуемых материалов имеет возможность комментирования пользователями, утвердился сервис You Tube для аудиовизуальной информации.
Многие почтовые и поисковые сервисы предлагают бесплатные услуги по созданию блогов, и живые журналы сформировали свою нишу (блогосферу) в Интернете.
Определились функции сетевых сообществ и блогов: коммуникативная, создания социальных связей, организация дискурса, самопрезентации, самообразования и развлечения (досуга). В создании открытых для редактирования документов в сети используется более сотни вариантов вики-программ (wiki), различающихся по возможностям импорта на страницы текстовых, графических и мультимедийных материалов.
Импорт текстовых, графических и аудиовизуальных материалов на страницы блогов и вики-сайтов потребовал создания в Интернете сайтов-репозитариев соответствующих файлов. В этом контексте Google, ThinkFree Online, Windows Live Spaces и другие сервисы призывают хранить во Всемирной сети все материалы, ранее сохраняемые на персональных компьютерах. В перспективе личные базы данных и знаний всё больше будут перемещаться в Интернет, а реальный персональный компьютер будет вытесняться виртуальным (сетевым), для связи с которым будет достаточен нетбук или мобильный коммуникатор.
При этом новые программные средства начинают изменять привычные стереотипы использования глобальной сети, их освоение изменяет социальные роли пользователей, их мироощущение. Пассивная позиция «читателя» (потребителя информации) меняется на интерактивную и персонализированную позицию «писателя» (комментатора, соучастника дискурса, производителя информации). В этом суть формирующегося Web 2.0, упоминаемого в статье А.Ф. Фёдорова.
Как положительную тенденцию отметим, что появление блогосферы и социальных сетей в определенной мере компенсирует недостаточность Интернета в области эмоционально-эстетической, этической и социально-мировоззренческой составляющих гуманитарной культуры. Но следует отметить и тот факт, что составляющие естественнонаучной культуры, распределенные в блогосфере, не всегда достоверны, субъективны, фрагментарны и не дают системы научных знаний.
Двойственная природа жизнедеятельности преподавателя (поставщик и потребитель образовательных услуг) может быть реализована с помощью персональной образовательной сферы, формируемой самим преподавателем и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности.
Использование вики-страниц и блогов в педагогическом взаимодействии знаменует процесс перехода от «вертикальной» образовательной технологии, центрированной на системе менеджмента и контроля процесса обучения (learning management systems, LMS), к «горизонтальной» технологии сотрудничества и формирования персональной образовательной среды (personal learning environments, PLEs). Эта тенденция имеет прямое соответствие с концепциями личностно-ориентированного образования и педагогики сотрудничества в целом, однако требует значительного изменения в постановке целей и выборе средств обучения.
Что касается блога, его содержание определяется только самим преподавателем, его роль – неформального общения с коллегами, студентами и другими «посетителями», круг которых не ограничен. Другое дело персональный сайт в составе портала вуза. Именно здесь должны появиться те самые разделы Вики, о которых пишет Анатолий Фёдорович и которые должны быть использованы для совместной работы преподавателя со студентами. Имеющиеся в настоящее время разделы сайта преподавателя, размещаемые на портале ТПУ, дают возможность информирования студентов о направлениях деятельности «владельцев» сайта, открывают путь к учебно-методическим материалам преподавателя и полезным ссылкам по предмету, переадресуют вопросы на электронную почту преподавателя. В единичных случаях используется опция «Форум». Для интерактивного сетевого взаимодействия этого явно не достаточно.
Должны ли преподаватели-предметники самостоятельно разрабатывать персональную образовательную сферу и/или вики-разделы? Для большинства профессорско-преподавательского состава отрицательный ответ очевиден. Ведь даже при наличии новых средств, которые реально могут увеличить «степени свободы» для преподавания предмета, необходимо будет сначала их освоить. Как справедливо отмечает в своей статье А.Ф. Фёдоров, это потребует повышения квалификации (компетентности). Тем не менее, жизнь инновационного вуза требует освоения преподавателями активных педагогических технологий не только в живом, аудиторном общении со студентами, но и в общении, опосредованном компьютерно-сетевыми технологиями.
На наш взгляд, необходимо создать в ТПУ не только информационный портал, но и портал реального сетевого взаимодействия на основе открытых для редактирования документов (wiki), располагаемых на персональных сайтах преподавателей (о системе LMS WebCT речь здесь не идет, это тема отдельного обсуждения). Более того, учитывая описанные выше тенденции формирования Web 2.0, мы должны призывать размещать рабочие документы студентов и преподавателей именно на нашем портале и резервировать для этого соответствующие мощности (составим в этом плане конкуренцию GoogleDocs, ThinkFree Online и т. д.).
Безусловно, задачи достаточно амбициозны и требуют своего решения на уровне управления информатизации, отдела развития сервера и создания концепции развития компьютерно-сетевых технологий в ТПУ. Будет весьма своевременным и полезным прочесть на страницах газеты «За кадры» мнение руководителей соответствующих служб о перспективах создания персональных образовательных сфер преподавателей в рамках единой информационной среды университета.
Автор благодарит А.Ф. Фёдорова за обсуждение темы и полезные советы.
В.А. СТАРОДУБЦЕВ, профессор кафедры общей физики.
Ждем ваших откликов на nesterova_ov@tpu.ru