В Томском политехническом университете на базе Института языковой коммуникации прошла VII Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых \"Коммуникативные аспекты языка и культуры\".
В работе конференции приняли участие 357 человек из 44 городов: Архангельска, Барановичей (Беларусь), Бреста (Беларусь), Варны (Болгария), Волгограда, Краснодара, Москвы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Павлодара (Казахстан), Пензы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Твери, Томска, Ферганы (Узбекистан), Хошимина (Вьетнам), Челябинска и др.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель проректора по научной работе и инновациям ТПУ Виктор Петрович Дмитриенко, подчеркнувший значимость решения проблем гуманизации, межкультурной коммуникации в деле завоевания лидирующих позиций в международном научно-образовательном пространстве. С началом работы конференции участников и гостей поздравила также заведующий отделом организации НИРС и МУ ТПУ Людмила Михайловна Зольникова. Одной из оригинальных идей конференции стал концерт, послуживший своеобразным мостиком между официальными приветствиями и презентацией пленарных докладов. Свой необыкновенный артистический талант продемонстрировали студенты и преподаватели института, участники вокально-инструментальной группы Alter Ego (Алексей и Анастасия Шушаниковы, Денис Колесников, Анастасия, Анна Григорьева), исполнившие ирландскую песню \"Ordinary Day\" Dolores O\' Riordan. Зал тепло приветствовал преподавателя кафедры ТПП ИЯК Юлию Жихареву, которая подарила участникам и гостям конференции профессионально исполненные арии из классических оперных произведений \"Кармен\" Ж.Безе и \"Самсон и Далила\" Ш.К.Сен-Санса. По многочисленным просьбам сотрудников Института студенты 1 и 5 курсов ИЯК, изучающие китайский язык как первый иностранный, разыграли так полюбившуюся всем оригинальную интерпретацию русской народной сказки \"Репка\" на китайском языке.
Концерт еще раз показал, что проблема диалога культур может быть решена и в ином - неязыковом контексте.
Все присутствующие на пленарном заседании с интересом прослушали доклады ведущего российского специалиста в области сравнительного изучения культур д.ф.н., профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Александра Владимировича Ващенко (Москва), к.ф.н., доцента ИЯК ТПУ Светланы Александровны Песоцкой (Томск). Учёные, открывшие работу конференции, показали, насколько серьёзно, многоаспектно мировая научная общественность подходит к обсуждению заявленных здесь проблем.
Широта охвата обсуждаемых на конференции вопросов отразилась и в названиях секций, которых в этом году было шесть: \"Межкультурная коммуникация и компаративные исследования\"\"; \"Теория и практика перевода\"; \"Традиционное и новое в методике преподавания иностранных языков\"; \"Проблемы теории и функционирования языков в речевой деятельности\"; \"Аспекты когнитологии, лингвокультурологии\"; \"Проблемы лексической семантики\".
Заседания секций отличались духом сотворчества всех участников и неподдельной заинтересованностью обсуждаемыми проблемами. Хорошо налаженный диалог между участниками определил рождение множества идей, которые могут подтолкнуть к новым поворотам в работе.
На секциях в контексте традиционных и новых областей научного знания были рассмотрены проблемы теории, исторического развития и взаимодействия языков и культур, проблемы их функционирования, изучения и преподавания. Значительное место было уделено проблемам обучения языку профессионального общения и специальному переводу, актуальным вопросам прикладной филологии в высшей школе.
Примечательная особенность конференции, которая уже становится доброй традицией, - развернутая система \"малых форм\", включающая на этот раз “круглые столы”, творческую мастерскую и семинар. Для участия в этих формах работы были привлечены ведущие специалисты в области переводоведения и межкультурной коммуникации. Основными участниками “круглых столов” стали студенты, аспиранты, магистранты технических факультетов Университета и студенты младших курсов ИЯК. Предметом живой дискуссии стали актуальные вопросы переводоведения, особенности культур разных стран: студенты сравнивали традиции, семейные ценности, размышляли над такими актуальными проблемами, как причины возникновения и распространения молодежных субкультур, общественных стереотипов, взаимодействие религиозных направлений, терроризм и многое другое.
Руководители мероприятия отметили актуальность обсуждаемых тем, заинтересованность докладчиков материалом своих обзоров, активное участие слушателей в обсуждении проблематики выступлений, что свидетельствует о перспективности представленных материалов как задела для будущей научно-исследовательской работы студентов.
Украшением конференции стала творческая мастерская \"Взаимодействие объективного и субъективного в процессе интерпретации фактов художественной культуры\" (участники: к.ф.н., доцент ИЯК С.А. Песоцкая; методист УМЦ ЯП ИЯК М.А. Боярчук; зав. отделом ОИТ ИЯК А.Г. Шушаников; техник ОИТ ИЯК Д.А. Песоцкий). Гости мастерской отметили неординарный комплексный подход к созданию инновационного Комплекта учебно-методических материалов по курсу \"Современная зарубежная литература\".
Залогом успеха реализации проекта стал принцип работы в команде, слаженность и продуктивность работы творческой группы, каждый из членов которой проявил себя как творческая личность, продемонстрировавшая многофункциональность своей деятельности. Вот, что говорят о работе творческой мастерской ее гости - участники конференции: А.В. Ващенко, д. ф. н., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва):
- Хотелось бы особенно подчеркнуть междисциплинарное значение проекта по разработке Комплекта УМК, целостность подхода и создание многоуровневого текста, актуализацию проблемы постижения Красоты, Гармонии и Дисгармонии как базовых понятий эстетики ХХ в. и, тем самым, осмысление через их призму художественной сути, \"портрета\" эпохи.
К.Б. Солодовник, ст. преп. кафедры ЛМК Сургутского государственного университета (г. Сургут):
- Было бы замечательно, если бы Ваш Институт создал своего рода виртуальный институт открытого типа, где Вы представляли бы Ваш инновационный проект как тьютор разрабатываемого курса.
И.А. Фонарева, студентка Удмуртского государственного университета (г. Ижевск):
- Мультимедийный Комплект – очень интересная версия организации учебного процесса в вузе. Оптимальное сочетание звуковой, зрительной и графической наглядности, заложенное в комплекте, способствует более глубокому усвоению материала студентами. Нет слов, просто одни эмоции!
К.Н. Рожнова, студентка Удмуртского государственного университета (г. Ижевск):
- С точки зрения студентов, видятся существенные преимущества в использовании нового типа УМК: повышение мотивации к изучению предмета, использование ресурсов Internet и компьютера, которые помогают в изучении литературы, особенно современной, потому что в библиотеках, зачастую, нет необходимых источников по изучаемому вопросу, и наличие электронных ресурсов, в которых содержались бы новейшие, современные материалы, было бы значительным подспорьем для студентов.
Не менее интересным и значимым стал семинар \"Повышение квалификации для преподавателей английского языка\", проведенный координатором программ Фулбрайта Института Международного Образования О.Б. Анистратенко (г. Москва).
По итогам конференции дипломами I-й степени за лучшие доклады были награждены А.С. Абрамович, студентка ТПУ, ИЯК; Е.С. Бабушкина, студентка ТПУ, ИЯК; Ю.А. Бутина, студентка ТПУ, ЭЛТИ; С.Э. Бухгольцева, студентка ТПУ, ИЯК; Р.Ф. Вафина, студента ТПУ, ЭЛТИ; А.В. Гончарова, студентка ТПУ, ИЯК; О.Е. Деньгина, студентка ТПУ, ХТФ; М.В. Жданов, студент ТПУ, АВТФ; Т.Н. Ильинская, доцент ТПУ, ИЯК; О.А. Казакова, доцент каф. РЯЛ ИЯК ТПУ; Е.А. Костяшина, студентка ТГУ; Л.В. Кузнецова, преподаватель ТПУ, ИЯК; Л.А. Нежведилова, преподаватель ТПУ, ИЯК; Е.В. Самарина, студентка Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (г. Москва); С.А. Солонский, студент ТПУ, ИЯК; А.А. Шушаникова, студентка ТПУ, ИЯК. Благодарности и дипломы II-й степени получили О.М. Бунчук, аспирант Алтайского государственного университета; Д.И. Вавилина, студентка ТПУ, ГФ; О.Н. Орешкова, студентка ТПУ, ГФ; И.А. Усатова, студентка ТПУ, ИЯК.
Особую благодарность хочется выразить организаторам мероприятия: ученому секретарю организационного и научного комитета конференции С.А. Песоцкой, заведующему отделом организации НИРС и МУ ТПУ Л.М. Зольниковой, заместителю директора ИЯК по научной работе В.В. Максимову и всему организационному и научному комитету за их успешную и плодотворную работу. Ведь в науке любая идея, особенно только зарождающаяся, должна быть поддержана усилиями многих, а стратегия прошедшей конференции как раз и заключается в поддержке молодой науки и юных дарований.
Евгения Найдён,
Анна Серебренникова.