Так сложилось, что всё сознательное детство прошло в биологических экспедициях: на биостанциях - в студенческо-преподавательских коллективах. Там было общение, и к юному биологу относились как к младшему коллеге, что не могло не оставить следа. В любом случае, это был другой мир, кардинально отличавшийся от школьного.
Все знакомые в голос говорили: \"Явно сын по стопам отца (в настоящем - преподаватель БПФ ТГУ) пойдёт…\" Наверное, так и случилось бы, не будь другого природного интереса - к химии. Пиротехники промышленного производства в те времена отродясь никто не видывал, так что живой ум находил выход в реализации старинных пиротехнических рецептов, к которым прибегал и наш молодой человек.
В девятом классе узнал от отца, что в ТГУ есть Школа юного химика, не раздумывая, пошёл. Тому, что увлекало, мог посвящать неограниченное количество времени, чего не скажешь о школьной программе в целом. Тем не менее, к моменту поступления твёрдо знал, куда идти. Практически за месяц до вступительных основательно подтянул математику (для сравнения: химию \"подтягивал\" на протяжении последних двух лет).
Удалось набрать 10 баллов из 10-ти возможных, включая математику (а по ней некоторые медалисты не подтвердили знания). Университет удивил совершенно непривычным подходом: действовала иная образовательная парадигма. Вскоре молодой человек, в школе не отличавшийся особым прилежанием, стал понимать, что преподаватели лишь помогают процессу познания, а научиться можно только самому.
Это понимание изменило всё. Образовательный цикл был построен так, что с первого курса занялся научной работой - \"Синтез высокотемпературных неметаллических сверхпроводников\".
Мало что понимал в том, хотя и перечитал всю теорию, но пробовал делать фазовый анализ и прочее. Так или иначе, но начальные экспериментальные навыки (подготовку легирующих добавок, работу на муфельной печи и т.д.) получил. К слову, некоторые оксиды отличаются довольно высокой твёрдостью, так что перетирать их в агатовой ступке не так уж и просто… На следующий год курсовая по физической химии и аналитике и другие инструментальные методы: парамагнитный анализ, например. Понимание того, что физхимия - это теоретическая основа химии, пришло курсе на третьем. Учился с азартом, за три года обучения - одна четверка, остальные - \"отлично\".
Интересно, что на учебниках и задачниках по физхимии, по которым учились на старших курсах, значились два автора - А.Г. Стромберг, Д.П. Семченко. И невдомёк было студентам, что профессор-консультант кафедры физической аналитической химии Армин Генрихович Стромберг живёт и работает рядом, в Томском политехническом.
Мало того, учебник, построенный по принципу справочника, давал самые широкие возможности для развития аналитических навыков. Особенно, если в формуле, на которую указывала ссылка, вдруг встречалась опечатка… Дело в том, что перед авторами была поставлена задача подготовить именно один том (а не два, как обычно). Отсюда и строение по типу справочника.
Одним словом, учебник предвосхитил знакомство с профессором, которое по закону, знакомому любому драматургу, однажды состоялось. Именно это обстоятельство определило окончательный выбор в пользу специализации \"Аналитическая химия\". Тогда же на 4-м курсе удалось попасть на межфакультетскую специализацию по информатике.
Правда, это отдалило диплом примерно на полгода, зато полученные навыки по работе с ПК плюс дополнительная специализация по информатике (дискретная математика, базы данных) и прикладной математике с лихвой компенсировали 6 месяцев работы.
Позднее эти навыки реализуются при создании ПО одного компьютеризованного комплекса для работ по термохимии, фазовому и химическому равновесию, термодинамике растворов, кондуктометрии, потенциометрии, электролизу, химической кинетике и катализу.
Отметим, что профессор Стромберг не только заинтересовался новыми подходами в обработке аналитической информации, но и сделал достаточно много для того, чтобы направление - хемометрическое обеспечение анализа - получило необходимое и достаточное развитие в ТПУ.
Просто Армин Генрихович, как никто другой, знал, что модели, способной адекватно описывать аналитический сигнал (в той же вольтамперометрии, которой он посвятил всю свою жизнь), как не было, так и нет. И вдруг такую возможность - Пусть даже гипотетически! - можно получить. Что должен был сказать профессор, который на тот момент разменял девятый десяток… Конечно, надо искать!
Одним словом, для соискателя с поступлением в аспирантуру ТПУ начался активный поиск. Литературы по теме оказалось достаточно мало. Правда, был один-единственный переводной учебник по хемометрике. Тем не менее, на второй год работы аспирант совместно с научным руководителем подготовил и представил стендовый доклад на Международном конгрессе по аналитической химии, проходившем в Москве летом 1997-го. Доклад, судя по отзывам, вызвал интерес.
По горячим следам соискатель опубликовал статью во Fresenius Journal of Analytical Chemistry (ныне - Analytical & Bioanalytical Chemistry). Позже на одной из Международных конференций со многими из заинтересовавшихся исследователей удалось встретиться очно.
Их оценки подтверждали актуальность исследований, одновременно показывая, что подобные задачи решаются в других разделах электрохимии.
Таким образом, получалось, что результаты могут найти применение в виде разных приложений и практически для всех методов электрохимического анализа. Впрочем, в том, что это - передовая мировой исследовательской мысли не было никаких сомнений (поначалу таковые, конечно, имели место).
Так, под занавес диссертационной работы не стыдно было показать результат. Тему кандидатской научный руководитель и его аспирант придумали уже после того, как диссертация была практически написана: одно дело определить направление (предполагали рассмотреть частный случай применения уравнения Пуассона в электроаналитической химии) и другое - что из этого получилось. А звучала она так: \"Развитие хемометрического подхода к моделированию аналитических пиков на примере инверсионной вольтамперометрии ряда металлов\".
Для справки: Хемометрика (англ. Chemometrics) - наука, которая связывает экспериментальные данные, полученные для химических систем или процессов с состоянием системы посредством применения методов математической статистики. Х. не занимается физико-химическим, или точным, моделированием. Её задача - обработка данных, поиск скрытых взаимосвязей, разрешение, выделение и обработка сигнала. Таким образом, Х. изначально ближе к аналитической химии. Включает широкий круг методов обработки экспериментальных данных. В их числе методы сбора данных: оптимизация параметров эксперимента, план эксперимента, калибровка, обработка сигнала и т.д. А также методы, позволяющие извлекать полезную информацию из экспериментальных данных: распознавание образов, моделирование, оценка количественных связей структура-свойство и прочее.
В настоящее время как методика многомерного анализа, Хемометрика находит применение в анализе производственных процессов, в биологии и других совершенно не смежных областях.
Защита кандидатской состоялась в соответствующем совете ХТФ (председатель – профессор Ю.А. Карбаинов). Автореферат в научно-технической библиотеке поместили в раздел \"Хемометрика\", хотя такового в Государственном рубрикаторе научно-технической информации - нет. Тем не менее.
К научной прибавилась педагогическая деятельность: буквально с ходу поручили вести лабораторные работы и практики по физической химии. В роль преподавателя, по собственному признанию, вживался крайне тяжело. Были и дополнительные обстоятельства, заставлявшие двигаться по этой начально-педагогической орбите с удвоенной или даже утроенной энергией.
Так в эту пору \"чудесную\" - женился. Был направлен на курсы английского языка два семестра с отрывом от производства, следствием чего стал курс \"Физическая химия\", который ныне, будучи доцентом кафедры ФАХ, читает студентам на английском языке.
В 2001-м получил звание \"Победитель конкурса среди профессорско-преподавательского состава ТПУ 2000 года\". В 2002 году, когда были значительные наработки, чётко определена тема, предметная область и отчётливо представлялся план действий, поступил в докторантуру. Научный консультант - профессор Стромберг Армин Генрихович, по-прежнему оставался человеком увлечённым, что не мешало ему довести исследование до публикации, то есть, не только знать, но и поделиться этим знанием.
Осенью 2002 года кафедра ФАХ готовилась открыть новую специальность - \"Метрология, стандартизация, сертификация\", в рамках которой докторант готовил сразу три дисциплины. Полностью освободиться от учебного процесса было физически невозможно. В том же 2002-м вошёл в программу подготовки кадрового резерва ТПУ. Тогда же стал лауреатом стипендиальной программы \"Благотворительного фонда В. Потанина\". В 2003-м присвоено звание \"Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки\".
В сентябре 2004 года ушёл из жизни профессор А.Г. Стромберг. В ноябре его докторант С.Н. Романенко получил право на научное руководство тремя соискателями учёной степени кандидата наук. При этом надо было готовить и свою докторскую. Тема - \"Феноменологическое моделирование аналитических сигналов в форме пиков\". При всём том защита прошла в отведённый срок. А значит, есть над чем работать…
Записал А.Ф. Химов.