Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Работа по душе

Выбирая будущую профессию, мы хотим получить не только хорошо оплачиваемую, престижную работу, но и удовлетворение от любимого дела. К сожалению, не всем удается сделать правильный выбор, но есть и исключения - Игорь Исаев, аспирант первого года обучения ЭЛТИ.

Говоря о выборе специальности, он улыбается:

- Наверное, сбылась мечта моего детства. Еще ребенком я побывал на Саяно-Шушенской ГЭС. Представляете, большую станцию и плотину высотой 250 метров и длиной около километра! Я был просто в восторге. Конечно же, мне захотелось заниматься деятельностью, как-то связанной с электростанциями.

После окончания школы в Кемеровской области Игорь Исаев твердо решил поступать в Томский политехнический университет на направление \"Электроэнергетика\". И в 2000 году стал студентом ЭЛТИ. Несмотря на то, что осваивать будущую специальность пришлось не сразу (на первых курсах преподавали сплошную физику и математику), Игорь учился на \"отлично\", участвовал в студенческих предметных олимпиадах по высшей математике, электромеханике, электроэнергетике и другим предметам, а также выступал на конференциях.

В 2003 году Игорь окончил обучение в профессиональном технико-коммерческом лицее №1 г. Томска по профессии \"Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования\" с присвоением квалификации электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4-го разряда. А в 2004 защитил диплом бакалавра и поступил в магистратуру по направлению \"Автоматика энергосистем\". Как рассказал И.Исаев, в магистратуру он пошел не случайно, именно там он начал заниматься исследовательской деятельностью.

- Сначала было просто интересно. Студентом я был, - поясняет Игорь. - Если бы пошёл учиться на инженера, мое обучение в течение пятого курса мало бы чем отличалось от предыдущих четырех лет учебы. А в магистратуре предлагалось что-то новое. Мне это было по душе: хотелось посмотреть, что из этого получится. Кроме того, на предприятие пойти я всегда успею. А был бы я инженером, неизвестно, успевал бы заниматься научными исследованиями, скорее всего, нет.

Среди его заслуг диплом I-й степени ТПУ за научную работу \"Измерение фазы токов для выявления элемента с ослабленной изоляцией в разветвленной электрической сети путем наложения коротких синхронизированных импульсов\" (2005), представленную на университетский тур 2005 года Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов и магистрантов; диплом участника Всероссийского конкурсного отбора инновационных проектов аспирантов и студентов по приоритетному направлению программы \"Энергетика и энергосбережение\" (2006) за проект \"Разработка методов и средств отыскания элементов с ослабленной изоляцией в сети постоянного оперативного тока электрических станций\" и другие.

Игорь считает, что в жизни необходимо правильно использовать предоставляемый выбор.

- После правильного первого шага, - рассуждает аспирант, - твой дальнейший выбор должен становиться еще шире, то есть открывать больше новых возможностей, а не наоборот. Вот я выбрал магистратуру, затем аспирантуру. Теперь могу дальше развивать мою исследовательскую деятельность, преподавать, а могу и на предприятие пойти работать. Нельзя себя в выборе ограничивать.

В магистратуре Игорь Исаев выбрал тему \"Сети постоянного электрического тока электрических станций\", которой он занимается до сих пор. Его научным руководителем стал заведующий кафедрой ЭСТ Роберт Александрович Вайнштейн.

- Он хороший специалист и человек. Его отличают не только высокий профессионализм, но и человечность в общении с коллегами, - рассказывает о своем руководителе И. Исаев. – Роберт Александрович очень отзывчивый человек, готовый прийти на помощь в трудную минуту. И я уверен, что если у меня возникнут какие-нибудь сложности, он не откажется помочь.

Роберт Александрович тоже очень положительно отзывается о своем подопечном.

- Сейчас нам нужны хорошие молодые специалисты. К сожалению, многие талантливые выпускники уходят работать на производство, где заработная палата значительно выше. Поэтому к нам идут самые самоотверженные и преданные делу ребята. Игорь один из них. Он добросовестно выполняет обязанности преподавателя, несмотря на то, что это - тяжелый и, порой, неблагодарный труд, и одновременно учится в аспирантуре. На его счету уже около десятка опубликованных работ, победа в конкурсе проектов \"У.М.Н.И.К.\" и решение о выдаче патента на разработку. В общем, Игорь может быть примером всем студентам. Такие люди нам нужны.

В 2006 году Игорь Исаев одновременно завершил свое обучение в магистратуре и успешно прошёл подготовку по дополнительной образовательной программе \"Преподаватель высшей школы\" в Институте инженерной педагогики ТПУ, защитив диплом на тему \"Апробация инновационного метода проектирования учебного курса на примере учебной дисциплины \"Релейная защита и автоматика энергосистем\" для студентов электроэнергетических специальностей\".

Сейчас он учится в аспирантуре и занимается преподавательской деятельностью на кафедре \"Электрических станций\" ЭЛТИ. О своей научной деятельности он рассуждает так:

- Здесь нужен нестандартный подход и творческое мышление, - говорит Исаев. - Надо решить задачу так, как другие не смогли: убрать существующие недостатки и показать какие-то преимущества.

По мнению Игоря, чтобы заниматься научными исследованиями, открывать что-то новое, человеку необходимо уметь концентрироваться на определенной задаче, посвящать ей максимум времени и сил, надо быть усидчивым. При этом чаще всего приходится бороться с ленью и с самим собой.

Последним научным достижением И.Исаева на сегодняшний день стала победа в программе \"У.М.Н.И.К.\" на XIII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых \"Современные техника и технологии\". Игорь получил грант в размере 200 тысяч рублей на реализацию своего проекта \"Разработка устройства для выявления элемента с ослабленной изоляцией в сети постоянного оперативного тока\". Но особо значимого завершённого проекта у Игоря пока нет. Он строит планы на будущее и считает, что все еще впереди. Пока аспирант Исаев собирается остаться работать на кафедре, где можно будет продолжить заниматься научными изысканиями.

- Наука, по сути, - размышляет Игорь, - это всего лишь инструмент, призванный помочь людям решить какие-то насущные проблемы, задачи. Моя работа также посвящена решению такой прикладной задачи. Возможно, что после ее решения появятся новые потребности на производстве или в быту, которые тоже надо будет удовлетворять.

Он также планирует заниматься и преподавательской деятельностью. Его первый опыт заставил сделать Игоря некоторые интересные выводы.

- Работа со студентами заставляет постоянно совершенствовать себя, - считает Игорь. Время от времени они задают такие вопросы, на которые трудно ответить без подготовки. Поэтому приходится много читать, быть в курсе последних событий, даже необязательно связанных с научными открытиями.

Такой подход к преподаванию заставляет Игоря Исаева постоянно держать себя в хорошей \"интеллектуально форме\" и все глубже и глубже разбираться в, казалось бы, знакомых и привычных вещах.

- Когда объясняешь что-то студентам, - говорит аспирант, - всегда задаешься вопросом: а что, если такая ситуация или другая. Студенты, конечно, усвоят материал, а ты будешь ещё долго разбираться в различных аспектах поднятой проблемы, моделировать всевозможные варианты и ситуации. Это и есть самосовершенствование, которое будет меня удерживать на кафедре, в университете.

Лариса ХВОРОВА.