В 2009 году от абитуриентов поступило рекордное число заявлений
Приемная кампания 2009 года была жаркой. Между вузами за абитуриентов развернулась жесточайшая конкуренция, вызванная демографическим спадом и экономическим кризисом. Между тем Центральная приемная комиссия ТПУ приняла рекордное число заявлений – 5 834. Это почти в два раза превышает стабильные показатели предыдущих годов. Итоги приемной кампании газете «За кадры» прокомментировал ответственный секретарь Центральной приемной комиссии.
– Борис Евгеньевич, как Вы оцениваете результаты приемной кампании? Есть ли существенные отличия от ситуации предыдущего года.
– Контрольные цифры приема на бюджет практически увеличились за счет технических специальностей. Так, в 2008 году было зачислено 1623 человека, то в этом году – 1682. Перечень регионов, откуда к нам приезжают поступать, традиционно весьма широк. Это Кемеровская область, Алтайский, Красноярский края, Республика Алтай, Бурятия, Иркутская область, страны ближнего зарубежья, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Белоруссия, Украина. Мы приняли 5 863 заявления от абитуриентов – это почти в два раза больше, чем в предыдущие годы. Причем прием заявлений по почте также возрос в два раза.
– А с чем это связано?
– Образование в ТПУ – востребовано, спрос на него постоянно растет, несмотря ни на экономический кризис, ни на «демографическую яму» – в этом году выпускников школ в несколько раз меньше, чем в предыдущие годы. Результаты приемной кампании еще раз подтвердили: ТПУ– это брэнд, которому не страшны никакие потрясения!
– А как складывалась ситуация с приемом на платные места?
– Нужно признать, что ряд факультетов испытывал определенные трудности. Например, в середине августа, когда на бюджетные места зачисление было завершено, у некоторых факультетов план по приему платников не был выполнен и наполовину. Это Электротехнический институт, химико-технологический, машиностроительный, физико-технический факультеты, факультет естественных наук и математики, факультет автоматики и вычислительной техники. Такая ситуация объясняется рядом причин, которые непременно нужно рассматривать в комплексе. Главная, на мой взгляд, – это отсутствие профориентации у абитуриентов и порой их мифические представления о рынке труда.
– А какие специальности в этом году оказались самыми востребованными?
– Традиционно высоко востребованным был Институт геологии и нефтегазового дела. Превзошел все ожидания спрос на специальности теплоэнергетического факультета. Эти факультеты выполнили и перевыполнили план по набору на платные места раньше отведенных сроков. Также трудностей с платникам не испытывал Институт инженерного предпринимательства, гуманитарный факультет, Институт международных отношений и языковой коммуникации, факультет физический культуры.
– Говоря о приемной кампании, невозможно обойти вопрос о ЕГЭ. На Ваш взгляд, чего больше, положительных или отрицательных моментов, в формате вступительных испытаний в виде ЕГЭ?
– Введение ЕГЭ привело к тому, что вуз практически не влияет на ситуацию во время приема – он не может сам проверять качество знаний абитуриентов. Мы можем только засчитывать баллы. Так мы практически превратились в собирателей бумажек. Почему-то сейчас все благополучно забыли о государственных финансовых именных обязательствах, так называемых ГИФО, которые действуют по принципу «деньги следуют за абитуриентом», и сумма определяется количеством баллов, набранных при сдаче ЕГЭ. Таким образом. ЕГЭ – это не самоцель, это только инструмент измерения, который без ГИФО не имеет особого смысла. Ведь абитуриенты не становятся от этого ни умнее, ни глупее.
– Борис Евгеньевич, вы упомянули о недостаточной профессиональной ориентированности абитуриентов. Поделитесь наблюдениями, каким образом выпускник школы выбирает вуз, специальность?
– Условно всех абитуриентов можно разделить на три группы: те, кому все равно, на каком факультете учиться, главное для них – поступить в вуз, еще столько же, напротив, ясно видят перспективу и хотят поступать на определенную специальность. И большая часть – это колеблющиеся и выбирающие. И в связи с этим нам необходимо заниматься популяризацией специальностей, которые есть на наших факультетах, рассказывать школьникам о возможностях трудоустройства, чтобы они ясно представляли перспективы. Ведь вуз кровно заинтересован в том, чтобы приходили мотивированные абитуриенты!
– Были ли в этом году предприняты новые ходы в борьбе за лучших абитуриентов?
– В этом году мы усилили информационную открытость. Данные о ходе приемной кампании были доступны на сайте университета в разделе «Абитуриенту» и обновлялись практически в режиме реального времени. Кроме этого, все абитуриенты получали по электронной почте рассылку новостей о ходе приемной кампании вуза. Отметим, что на наши новости подписывались и приемные комиссии.
– Как показывает практика, что является наиболее эффективным в работе по привлечению абитуриентов?
– Самый надежный, проверенный способ привлечения абитуриентов – встречи с преподавателями вуза, работа выездных комиссий, Дни открытых дверей, когда школьники могут задать интересующие их вопросы и получить ответы из первых рук.
– На что будет сделан акцент в приемной кампании 2010 года?
– Работа выездных комиссий будет усилена, в том числе в регионах нашего традиционного присутствия. Хотя, замечу, что с каждым годом задача усложняется. Местные власти ведут протекционистскую политику в отношении своих вузов, и мы порой сталкиваемся с административными барьерами. Но мы намерены бороться за самых лучших школьников.
Наталья ШИТИКОВА.