Непосредственным поводом для обращения к этой проблеме послужили четыре разновеликих, но однонаправленных события последнего времени, произошедшие в стране и в нашем университете.
В начале мая руководство университета по инициативе П.С.Чубика приняло решение идти на конкурс университетов на получение статуса Федерального исследовательского университета под лозунгом \"Ресурсосбережение!\". Это означает, что центральной идеей программы университета в ранге \"Федерального исследовательского\" будет ориентация всех (или, по крайней мере, большинства) подразделений университета на решение важнейшей для России задачи - снижение материало-и энергоёмкости российских товаров и услуг.
В начале июня в СМИ появилась информация о грядущем изменении двух документов: \"Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации\" и \"Перечень критических технологий Российской Федерации\". В проекте первого из них две позиции из четырех относятся к энерго- ресурсосбережению: \"Экология и ресурсосбережение\" и \"Энергоэффективность и энергосбережение\". Во втором - из 19 позиций две также относятся к этой проблеме: \"Энергоэффективные технологии производства и потребления тепла и электроэнергии\" и \"Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии\".
Восемнадцатого июня Президент РФ Д.А.Медведев на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию страны определил пять приоритетных направлений. К ним отнесены: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии с уклоном в телекоммуникации, медицинские технологии, стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.
К четвёртому событию можно отнести расширенное заседание ректората ТПУ с повесткой \"Об экономии энергоресурсов в 2009 г.\", состоявшееся 22 июня.
В этой связи представляется уместным напомнить читателям газеты \"За кадры\" ключевые моменты из истории этой проблемы.
До первого нефтяного кризиса начала 70-х годов, вызванного израильско-арабской войной, в развитых странах, включая СССР, снижение удельной энерго-и ресурсоёмкости товаров и услуг было, в значительной мере, побочным продуктом научно-технического прогресса. Специальные меры стимулировались на Западе рыночными законами, в СССР - директивами партийной и советской власти. В этот период наша страна уступала передовым странам по этому показателю, но не так катастрофически, как сейчас.
Положение резко изменилось после того, как США и страны Западной Европы, испытавшие на себе \"прелести\" нефтяного эмбарго, в своём стремлении уменьшить зависимость от поставщиков энергоресурсов, разработали и успешно реализовали (и продолжают это делать) стратегию энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех сферах человеческой деятельности. Наша страна пропустила этот рывок, а жесточайший кризис 90-х годов усугубил отставание по энергетической и экологической эффективности её экономики. На сегодня удельная энергоёмкость наших товаров и услуг превосходит японские в 4-4,5 раза, западно- европейские - в 3-3,5 раза и американские (Северная Америка) - в 3 раза. Это отставание лишь частично можно оправдать суровыми климатическими условиями, огромными расстояниями, рассосредоточенностью около 17 млн. россиян по малым населённым пунктам, куда \"не дотягивается\" энергосистема (в прямом и переносном смысле). Канада - страна со схожими с нашими географическими и климатическими условиями - по энергоэффективности почти не уступает другим развитым станам с благоприятными климатическими условиями.
Реальных причин много: особенности российского менталитета, огромные запасы природных энергетических ресурсов, отсутствие опыта жизни в условиях реальных рыночных отношений и др. Потенциал энергосбережения в нашей стране составляет 35-47% от суммарного ежегодного потребления энергоресурсов. (В натуральном выражении это составляет 360-430 млн тут, а в нефтяном эквиваленте - 230-250 млн т). Его реализация - конечная цель федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, а также федеральных, отраслевых и др. программ и проектов, посвященных энергосбережению и энергоэффективности. (Только на федеральном уровне выпущено около 50 документов). Несмотря на то, что многие из них излишне декларативны, за последние 10-12 лет удалось добиться определённых результатов. После роста в 90-х годах, удельная энергоёмкость начала снижаться со среднегодовыми темпами около 4%. Конечно, этого не достаточно, но тенденция внушает оптимизм. Подкреплённая решительными действиями Президента страны, она может и должна (другого пути просто нет!) превратиться в неотъемлемую черту российской экономики и социальной сферы. (Подробности можно найти в статье автора \"Повышение энергоэффективности экономики России: планы и действия\", Изв.ТПУ, т.314, № 4, 2009г.)
В нашем университете целенаправленные действия по энергосбережению наиболее интенсивно проводились в 1992-1996 гг. Старт им дало резкое и многократное повышение цен на электрическую энергию, отопление и горячее водоснабжение. Были периоды, когда долги университета за энергоносители оказывались соизмеримыми с годовым бюджетом. Под руководством первого проректора А.А.Дульзона хозяйственные службы, возглавляемые проректором по АХР А.А.Яковлевым и главным инженером А.Я.Жилкиным, выполнили большой объём работ, включавший налаживание учёта потребления энергоносителей, упорядочение отношений с субабонентами, пересмотр договоров с поставщиками, освобождение баланса ТПУ от непрофильных активов и др. Результат получен впечатляющий - объём денежных средств, расходуемых на оплату энергоносителей в расчёте на одного политехника, включая студентов, сократился на 30-35%. В последующие годы продолжались работы по минимизации затрат средств на энергообеспечение при одновременном повышении его качества и надёжности. С 2001 года курировал эту работу проректор по экономике М.С.Козырев. Положительную роль сыграло и создание в университете Регионального учебно-научно-технологического центра ресурсосбережения (РЦР). Это позволило ТПУ стать одним из ведущих участников выполнения отраслевой программы \"Энергосбережение Минобразования РФ\" (Ю.П.Похолков и В.Я.Ушаков были членами Головного совета программы). Университет в течение 5 лет ежегодно получал 1-2 млн руб. на приобретение приборов учета и контроля. Центр проводит энергетические обследования ТПУ, осуществляет консультационную помощь АХУ, является научно-методическим центром подготовки магистров по ИОП \"Энергосбережение и энергоэффективность\" и др.
Для меня (и не только) пристальное внимание в условиях кризиса к энерго-ресурсосбережению новой команды: ректора П.С.Чубика, проректора по АХР Б.И. Юргина, гл. инженера В.А.Варламова означает, что ТПУ, как и в предыдущие годы, может выступить в качестве университета-новатора. Теперь - в области энерго-ресурсоэффективности.
Зав.кафедрой ЭСВТ ЭЛТИ, директор РЦР, профессор В.Я.УШАКОВ.