Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Портрет студента ТПУ-2008

В Томском политехническом университете уделяется большое внимание не только процессу обучения, а это, безусловно, самая важная и основная сфера деятельности, но и проблемам студентов. Особенно тех, кто приехал из других регионов, ведь для них ТПУ на период обучения становится родным домом в прямом смысле этого слова. Планирование работы со студентами происходит в соответствии с требованиями государственных стандартов, мнениями самих студентов, в соответствии с традициями нашего вуза и его корпоративной культурой, и, наконец, в соответствии с требованиями времени и социальной обстановкой. В любом случае, планирование воспитательной и социальной работы со студентами складывается под влиянием многих факторов и с учетом особенностей самого студента. Чтобы выяснить эти особенности и проследить происходящие изменения, Управление социальной и воспитательной работы совместно с отделом социально-психологических исследований и студентами-волонтерами организации \"Стиль жизни\" раз в пять лет проводит социологические опросы студентов. В информационно-аналитическом материале по результатам социологического исследования 2008 года данные представлены в сравнении с результатами аналогичного опроса 2003 года.

Кто же он, современный студент? Какие произошли изменения в течение пяти лет?

Для определения социально-психологического портрета современных студентов первостепенным является выявление иерархии их жизненных ценностей. С этой целью респондентам был задан вопрос, позволяющий определить наиболее значимые ценностные позиции нынешней молодежи. Весьма отрадным является тот факт, что для нынешних студентов-политехников приоритетной ценностью является хорошее здоровье (59%). Следующими по значимости являются материальное благополучие и успешная карьера (по 53%).

Сравнивая иерархию ценностей студентов 2008 года с ценностными позициями студентов, принявших участие в исследовании в 2003 году, можно отметить, что значительных изменений в структуре жизненных ценностей в целом не произошло. Однако нынешними студентами более ценится здоровье, нежели материальное благополучие, как можно было наблюдать 5 лет назад. Кроме этого, произошло заметное снижение ценности получения образования, как такового, при возрастании значимости успешной карьеры, что, на наш взгляд, указывает на большую прагматичность современного студенчества.

В задачи настоящего исследования входило выяснение мнения студентов о качествах, которые наиболее ценятся в их студенческой группе. В результате опроса выявлены 4 наиболее значимые \"позиции\" для респондентов 2008 года: личные качества (81%), умение добиваться поставленной цели (51%), высокие результаты в учебе (51%), умение быть душой компании (49%).

Составление социально-психологического портрета студентов предполагает выявление их морально-нравственных установок. С этой целью респондентам было предложено оценить, что они считают допустимым для себя ради достижения собственной цели. Наиболее неприемлемым для нынешних респондентов, как и для студентов, принимавших участие в аналогичном опросе 2003 года, является прекращение отношений с родителями и с любимым человеком и друзьями. Некоторое опасение вызывает следующий выявленный факт: практически четверть респондентов 2008 года (27%) не исключают возможности обращения за помощью к криминальным структурам. Еще более негативная ситуация прослеживается относительно готовности современной молодежи ради достижения собственной цели преступить закон: более половины всех респондентов (52%) допускают эту вероятность для себя. С другой стороны, нельзя не отметить позитивные сдвиги по этим позициям по сравнению с 2003 годом: заметно сократилась доля студентов, допускающих для себя возможность преступить закон и обратиться за помощью к криминальным структурам, что указывает на значительное снижение авторитета криминала в студенческой среде.

Настоящее исследование ставило своей задачей не только выявление самооценки студентов уровня их культуры, но и предполагало выяснить мнение респондентов об уровне культуры субъектов образовательного процесса, с которыми они чаще всего контактируют, обучаясь в нашем университете (сокурсники и преподаватели вуза).

Наиболее позитивно студенты, принявшие участие в исследовании, оценили уровень культуры преподавателей: более половины всех опрошенных (58%) считают его высоким, и лишь единицы (3%) - низким.

В оценках собственного уровня культуры опрошенные студенты были более критичны: практически половина респондентов охарактеризовала его как средний (47%), и только около трети дали высокую оценку (36%).

Еще более критично мнение респондентов относительно культурного уровня сокурсников: только пятая часть считает его высоким (22%), а практически каждый десятый, напротив, - низким (9%).

Сопоставление полученных данных с результатами аналогичного опроса 2003 года, тем не менее, позволило зафиксировать позитивную динамику оценок респондентов культурного уровня и студенческой, и преподавательской среды ТПУ.

Тема девиантного поведения молодежи не утрачивает своей актуальности в наше время, поэтому в анкету настоящего исследования был включен вопрос о степени распространения в студенческой среде ТПУ таких явлений, как пьянство, воровство, употребление наркотиков, сексуальная распущенность, вымогательства со стороны других студентов, грубые нарушения правил общежития. Результаты представлены в таблице.

Выявленная картина не является абсолютно благополучной. Однако сравнение полученных данных с результатами опроса 2003 года позволяет отметить заметную позитивную динамику по всем оцениваемым параметрам. Так, нынешние студенты заметно реже отмечают широкое распространение употребления алкоголя, чем их предшественники. Кроме этого, в 2 раза увеличилась доля респондентов, абсолютно отрицающих случаи воровства и вымогательств в студенческой среде, и почти в 3 раза возросла доля тех, кто указал на полное отсутствие таких явлений, как сексуальная распущенность, употребление наркотиков и нарушение правил общежития.

Составление социально-психологического портрета студентов невозможно без выявления содержания их досуга. С этой целью респондентам был задан вопрос: \"Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы время?\"

Как показали результаты исследования, значительное большинство студентов, принявших участие в анкетировании, предпочитают всем возможным развлечениям во внеучебное время общение с друзьями (76%). А вот участие в работе общественно-политических организаций их совершенно не привлекает (2%), что, вероятно, говорит о некоторой аполитичности нынешней молодежи. Безусловно, позитивным моментом является то, что опрошенные студенты не только декларируют ценность здоровья, но и в действительности стремятся к здоровому образу жизни: около половины всех респондентов в свободное от учебы время занимаются спортом (42%).

Особую тревогу вызывает выявленная предельно низкая заинтересованность студентов НИР (5%). На наш взгляд, это неприемлемо для университета, позиционирующего себя как образовательное учреждение, обеспечивающее подготовку высококлассных специалистов, что, в свою очередь, возможно только в условиях целостности образовательной и научно-исследовательской деятельностей.

Одной из основных задач проведенного исследования было выявление степени удовлетворенности современных студентов ТПУ различными условиями их жизни.

Таким образом, проведенное исследование обнаружило следующий обобщенный социально-психологический портрет студента ТПУ:

  • Ценностные ориентации:
    • Приоритетные жизненные ценности - хорошее здоровье, материальное благополучие, успешная карьера.
    • Наиболее значимые качества в студенческой среде ТПУ - личностные характеристики, умение добиваться поставленной цели, высокие результаты в учебе, умение быть душой компании
  • Досуг:
    • Предпочтительные способы проведения свободного времени - общение с друзьями, прослушивание музыки, занятия спортом, просмотр видеофильмов.
  • Степень удовлетворенности различными условиями жизни:
    • Позитивно оценивают различные условия своей жизни; более всего удовлетворены отношениями в семье и обучением в ТПУ.
    • Оптимистично относятся к будущему, ощущают уверенность в завтрашнем дне
  • Интерес к различным областям знания:
    • Наиболее актуальными сферами интереса являются социально-экономические и научно-технические знания.
  • Морально-культурный облик:
    • Средний уровень самооценки собственного культурного облика.
    • Достаточно высокая степень распространенности в студенческой среде употребления алкоголя и свободные сексуальные нравы, с другой стороны - достаточно низкая степень распространенности случаев вымогательства и употребления наркотиков.
    • При некотором пренебрежении к закону нынешние студенты характеризуются довольно устойчивыми общечеловеческими морально-нравственными принципами; ради достижения своей цели легко пожертвуют собственным комфортом, но не близкими людьми.

Полученные данные в значительной степени окажут влияние на планирование нашей деятельности. В целом необходимо обратить внимание на развитие студенческого самоуправления и систему вовлечения студентов в различные организации, повысить эффективность профилактической деятельности асоциальных явлений, качественно улучшить работу кураторов, особенно по вопросам адаптации студентов младших курсов, приобщению их к традициям университета и к корпоративной культуре, способствовать повышению статуса звания политехника в студенческой среде, продолжить работу по повышению уровня культурно-массовых студенческих мероприятий. Для решения всех перечисленных задач мы призываем объединить усилия всем подразделениям университета и использовать \"последнюю\" ступень в общем процессе воспитания и формирования граждан нашей страны и членов большой семьи томских политехников. С предложениями и проектами просьба обращаться в гл. корпус, каб. 304 (Управление социальной и воспитательной работы).

Руководитель ЦСР О.А. НИКИФОРОВА.