Кураторство в ТПУ имеет уже более чем вековую историю, однако со сменой поколений и введением инноваций забот у кураторов не уменьшается. Ведь насколько хорошо поработает куратор, зависит, как быстро и безболезненно студенты-первокусники смогут адаптироваться в стенах вуза, что, в свою очередь, ведет к уменьшению факторов риска снижения успеваемости и отчисления.
20 апреля 2009 года в ТПУ состоялся учебно-методический семинар \"Проблемы кураторской деятельности в ТПУ\", на котором было уделено внимание основным сферам деятельности кураторов, обсуждены методы повышения мотивации и качества работы кураторов.
В начале работы семинара проректор по учебной работе Егор Григорьевич Язиков в своем докладе познакомил присутствующих с успеваемостью студентов - младшекурсников и факторами, влияющими на нее. Была подчеркнута зависимость между количеством отчисленных студентов с первого курса и отсутствием прикрепления студентов к кафедрам, на примере ЭЛТИ, являющегося лидером по количеству отчисленных студентов-первокурсников. В ЭЛТИ студенты обучаются в потоках по направлениям (не менее 75 человек в потоке), ими занимается только академический консультант и учебный отдел Института. Егор Григорьевич рассказал собравшимся, что в ЭЛТИ в зимнюю сессию было отчислено порядка 15% студентов-первокурсников, обучающихся на бюджетной основе, и 25% - на договорной. Также проректор выделил основные факторы, влияющие на успеваемость. По его мнению, сюда относятся: слабая школьная подготовка абитуриентов; слабая мотивация к обучению у части студентов (получение отсрочки от службы в армии, желание родителей и т.п.); необходимость адаптации студентов (особенно на 1 курсе) к условиям организации образовательного процесса в вузе; необходимость адаптации иногородних студентов (особенно на 1 курсе) к бытовым условиям; отсутствие у многих студентов навыков организации самостоятельной работы; недостаточная организационная и воспитательная работа работников деканатов; недостатки в организации индивидуальной работы со студентами на кафедрах и факультетах.
Таким образом, Егор Григорьевич в очередной раз подчеркнул необходимость и важность кураторской работы, особенно на первом курсе.
Начальник управления социальной и воспитательной работы Максим Викторович Ведяшкин выступил с докладом на тему \"Роль куратора в воспитательном процессе\". Ни для кого не секрет, что образование - это обучение плюс воспитание. И на первом курсе, в основном, ответственность за воспитание лежит на кураторах. Максим Викторович еще раз напомнил собравшимся кураторам о возможностях в организации воспитательной работы со студентами, предоставляющихся Томским политехническим университетом и его социальными партнерами кураторам.
Выступление руководителя Центра социальной работы Ольги Александровны Никифоровой \"Портрет студента ТПУ-2008\" вызвало много вопросов у присутствующих (более подробно с портретом можно ознакомиться в отдельной статье, на страницах 22-23).
Далее начальник отдела безопасности и правопорядка ТПУ Борис Николаевич Авдеенко рассказал о необходимости усиления профилактики правонарушений в студенческой среде. В частности, он подчеркнул важность напоминания студентам о последствиях оставления вещей без присмотра в учебных корпусах и в общежитиях, где многие, выходя из комнаты, не закрывают дверь на ключ или спят с незапертой дверью, такими действиями они провоцируют совершение преступлений.
Эксперт Центра социальной работы ТПУ по работе со студентами-инвалидами Евгений Иванович Сладков рассказал об особенностях работы с ними. А эксперт Центра социальной работы ТПУ Беккер Виктория Викторовна затронула вопросы патриотического и гражданского воспитания в ТПУ. Главный психолог психологической службы ТПУ Иванкина Любовь Ивановна представила собравшимся возможности психологической службы ТПУ. Также на семинаре прошла презентация нового совместного проекта УСиВР и НТБ \"Виртуальная книжная полка куратора\". Теперь со всеми новинками, поступающими в НТБ и касающимися деятельности куратора, можно будет ознакомиться, зайдя на сайт ТПУ в раздел \"Институт кураторов\".
В рамках работы семинара психологами психологической службы ТПУ Л.И. Иванкиной, О.М. Солодовниковой и Л.А. Раточка был проведен мозговой штурм с кураторами на тему \"Пути повышения мотивации кураторов для работы со студентами\". В начале работы кураторы нарисовали портреты работающего, успешного куратора и студента, у которого такой куратор, а также куратора, не занимающегося своей группой и представителя такой группы. Работа проводилась в группах, поэтому в актовом зале царила атмосфера позитивного и делового сотрудничества. Каждый старался внести свой вклад в работу команды.
В результате проведения мозгового штурма кураторами были выработаны следующие предложения по увеличению мотивации к кураторской деятельности. Разработать систему морального и материального поощрения. Назначать кураторами добровольно, а не по принуждению. Выделять больше средств на внеучебную работу. Повысить престижность кураторской деятельности. Выработать механизмы воздействия на неработающих кураторов. Выработать единую для всех подразделений систему показателей деятельности кураторов учебных групп.
Все предложения в конце мозгового штурма были торжественно вручены руководителю ЦСР О.А. Никифоровой, которая пообещала сделать все возможное совместно с Учебным управлением и проректором по УР для внедрения наиболее рациональных предложений в ТПУ.
Хочется выразить благодарность всем участникам семинара, которые, несмотря на занятость, нашли время для посещения данного мероприятия и внесли свой посильный вклад в развитие кураторской деятельности в ТПУ.
Эксперт ЦСР В.С. ИВАНОВА.