\"Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным\", - так можно охарактеризовать принцип деятельности доцента кафедры физико-энергетических установок ФТФ Дмитрия Георгиевича Демянюка.
Этот молодой специалист заключает в себе качества талантливого преподавателя, целеустремленного ученого и активного общественного деятеля. О том, как можно совмещать многое и быть во всем успешным, рассказал корреспонденту газеты сам Дмитрий Георгиевич.
- Как и при каких обстоятельствах произошло Ваше знакомство с Томским политехническим?
- Я окончил школу в 1993 году в Казахстане. Планировал поступать в госуниверситет нефти и газа, готовился целый год. В газете увидел объявление о приеме в Томский политехнический: пошел и подал документы, а на следующий день уже сдавал вступительные испытания. Через пять с половиной лет окончил университет по специальности \"Ядерные реакторы и энергетические установки\". К этому времени я уже принял решение, что останусь в Томске, поэтому с удовлетворением принял предложение заведующего кафедрой В.И. Бойко и поступил в очную аспирантуру.
- Дмитрий Георгиевич, не жалеете ли Вы, что поступили именно в Томский политехнический?
- О том, что когда-то выбрал этот вуз и специальность, абсолютно не жалею. Считаю, что мне повезло, сама судьба помогла найти профессиональное призвание.
- Дмитрий Георгиевич, какой научной проблемой Вы занимались в аспирантуре?
- Моя работа связана с перспективными материалами для ядерной энергетики. В первую очередь с технологией получения этих материалов - самораспространяющимся высокотемпературным синтезом. В результате работы в мае прошлого года защитил кандидатскую диссертацию по теме \"Использование технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза для создания функциональных борсодержащих материалов ядерных энергетических установок\". Защита состоялась в мае прошлого года, и я уже взялся за работу над докторской. Направление выбрано, и надо над ним работать. Наука стала неотъемлемой частью моей жизни, одним из основных занятий наряду с преподаванием.
- А как Вы относитесь к преподавательской деятельности: как к неблагодарному труду или как хорошей работе?
- Если заниматься исключительно только образовательной деятельностью, то это на сегодняшний день действительно неблагодарный труд в плане финансов. Это ни для кого не секрет. Однако Томский политехнический дает молодым огромное количество возможностей заработать: масса грантов, проект \"Кадровый резерв\", всевозможные программы, включая президентские и правительственные, хоздоговора и зарубежные контракты. Пожалуйста, участвуйте, выигрывайте. Я и сам участник программы \"Кадровый резерв ТПУ\". У нас на факультете хорошие студенты, участвуя в различных программах и грантах, зарабатывают в несколько раз больше размера их стипендии. Что касается лично меня, то я легок на подъем и если бы меня что-то не устраивало, то я бы смог найти другое место работы. Действительно, второе высшее юридическое образование и опыт ведения собственного бизнеса могли бы облегчить поиск другого места работы, но Дмитрий Георгиевич выбрал науку и не ошибся. После сложных 90-х началось возрождение отечественной науки: правительство стало выделять деньги, появились программы и гранты.
- Скажите, как Вы работаете со студентами, чем привлекаете их внимание к предмету?
- Если честно, преподаватели, которые работают в ТПУ, в большинстве не имеют педагогического образования, также как и я. И мало кто использует различные способы и методики обучения для привлечения внимания студентов. На сегодняшний день я для себя пересмотрел, что такое обучение. С прошлого года учусь в магистратуре по программе \"Менеджмент в научно-образовательной сфере\" на кафедре организации и технологии высшего профессионального образования. Узнал массу нового и интересного, в том числе, изучил новые методы обучения, такие как case study, проблемно-ориентированный метод и другие. Стал применять в обучении студентов полученные знания и заметил значительное продвижение в усвоении материала студентами. Думаю, продолжать в том же духе. Мне самому интересно попробовать что-то новое, и у студентов огонек в глазах появляется, а это самое главное. Я же тоже был студентом и помню, как спал на задней парте, а мои не спят - учат.
Помимо научной и преподавательской деятельности, Дмитрий Демянюк принимает активное участие в общественной жизни факультета и университета. Так по итогам 2007 года он получил звание \"Преподаватель года\". Он является куратором группы первого набора специальности \"Безопасность и нераспространение ядерных материалов\" (гр. 0830), которая в этом году заняла III место в конкурсе на звание \"Лучшая группа ТПУ-2008\". Занимается общественной деятельностью, в частности, занимает должность председателя Томского отделения Молодежного отделения Ядерного общества Российской Федерации (МОЯОР).
- Дмитрий Георгиевич, расскажите о своей кураторской работе.
- Изначально на первом курсе мы с ребятами проводили в основном культурно-массовые мероприятия, чаепития для знакомства и построения дружеской обстановки. Одной из главных задач было знакомство первокурсников с будущей сферой деятельности и формирование у них нормального отношения к атомной промышленности. Последнему очень способствовали походы в музей СХК, демонстрация фильмов. Позднее стал привлекать студентов к научно-исследовательской работе по направлению \"Нераспространение оружия массового уничтожения\". Старался по возможности задействовать каждого, конечно, удавалось не всегда. Как результат такой работы, несколько студентов группы 0830 съездили и поедут на стажировку за границу. Двое из этой группы вошли в десятку лучших студентов ТПУ по итогам прошлого учебного года. Меня, как их куратора, это не может не радовать. У нас вообще сложились очень доброжелательные отношения. Студенты обращались ко мне с самыми разными проблемами, и всегда нам удавалось их решать. Я отношусь к ним как к своим детям, а они ко мне как к отцу, пусть еще и достаточно молодому.
- Расскажите о своей деятельности в рамках Молодежного отделения Ядерного общества России?
- Томское отделение Общества создавалось, когда я еще сам был студентом. Наша цель, во-первых, подготовить достойную смену для Ядерного общества России, и, во-вторых, сплотить людей вокруг идеи мирного использования атомной энергии. Все боятся строительства АЭС в Томской области и для примера всегда используют установки, построенные во времена СССР, но никто никогда не пытается понять, что эти заводы и реакторы, преследовали цель не тепло давать, а сковать щит для нашей страны. И никто, включая экологов, не задумывается о том, что этот щит защитил нас с вами. Естественно, те технологии не были совершенны, и имелись разного рода проблемы, но ведь задача была не идеализировать технологии, а как можно быстрее сковать этот щит, получить материал, необходимый для создания бомбы. Когда речь идет о строительстве новой АЭС, все сразу же говорят: \"Вспомните Чернобыль, всё бабахнет!\". Это неверно: Чернобыль - это ситуация уникальная, это стечение обстоятельств и безграмотное управление. Новая АЭС даст и рабочие места, и энергетическую независимость области. Кроме того, я уверен, что правительство никогда не пропустит проект без серьезной экологической экспертизы и при наличии малейшей угрозы населению.
- И напоследок, Дмитрий Георгиевич, что для Вас главный стимулирующий фактор и какие у Вас планы на будущее?
- Основной стимулирующий фактор - это моя семья. Первое и самое важное для меня – достаток семьи, ее благополучие. Что касается планов, то я, как и большинство молодых сотрудников ТПУ, имею определенные амбиции. Кандидатская есть, теперь планирую защитить докторскую диссертацию и в дальнейшем работать на благо нашего университета. Без плана или конкретной цели жить невозможно, да и смысла что-либо делать нет.
Интервью вела Лариса БОГОМАЗОВА.