Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Наши преподаватели

Мы продолжаем публикацию зарисовок о Томском политехническом выпускника радиотехнического факультета Владимира Дмитриевича Топоркова, кандидата технических наук, главного конструктора в 1967-90 годах НИИ электронных приборов госкомитета по оборонной технике СМ СССР.

Ещё на подступах к институту мы наслушались разных \"страшилок\" о том, как трудно учиться в вузе. У всех на устах была сентенция: \"Сдал начерталку? Можешь влюбиться. Сдал сопромат? Можешь жениться\". Конечно, учиться было нелегко, но многое было преувеличением. И начерталка, и сопромат оказались очень интересными предметами, и мы их довольно легко освоили благодаря исключительному педагогическому мастерству Л.С. Скрипова и И.Р. Коняхина, которые любили не только свою дисциплину, но и студентов. Интриговали и завораживали слова: дифференциал и интеграл. Не прошло и двух лет, как мы с помощью С.П. Кузнецова спокойно расправлялись и с тем, и с другим.

Многие из нас недоумевали, зачем нам, будущим радиоинженерам, нужны начерталка и сопромат, а уж тем более слесарное дело, которому учил нас мастер-старичок ещё дореволюционной закваски. Как-то на одной из лекций на этот вопрос ответил Илья Романович Коняхин: \"Мы готовим инженеров широкого профиля и кругозора, а не то, что американцы. Если у нас инженер по паровозам, то у них инженер по паровому котлу, инженер по колёсам, инженер по дымовой трубе...\".

Сразу всё стало ясно. Сейчас можно с уверенностью сказать, что нам повезло с преподавателями. Разве можно забыть Ю.А. Розенберга или А.Ф. Городецкого, О.Б. Толпыго или Е.И. Фиалко и многих других.

На третьем курсе почти полностью обновился преподавательский состав. Наконец-то мы начали изучать то, ради чего и пришли в институт. Нашу группу прикрепили к кафедре ТОР, где заведующим был И.А. Суслов, фанатик катодных повторителей и видеоусилителей. Он читал нам лекции и был по-домашнему доступен. Про него ходили байки, что на вопросы студентов он может отвечать где угодно и когда угодно. Однажды студенты-озорники подкараулили Иннокентия Алексеевича в бане и прямо в моечном отделении стали задавать ему вопросы: они-де не поняли его на лекции. Добрейший Суслов перевернул таз и стал пальцем по дну чертить схемы и давать пояснения...

А вот уже не байка, а быль. Идут экзамены по теоретическим основам радиотехники (ТОР). Я взял билет. У Суслова был свой стиль приёма экзаменов: последовательно-конвейерный. Сначала он спрашивал первый вопрос, потом оставлял первого студента и переходил ко второму, затем к третьему. Снова возвращался к первому и спрашивал второй вопрос и т.д. Спрашивал основательно, дотошно и подолгу. На экзамен уходили часы. Я уже ответил на два вопроса, сижу и жду, когда дело дойдёт до третьего, последнего вопроса. Прошло часа полтора, и всё уже изрядно надоело. Решил напомнить о себе:

- Иннокентий Алексеевич, разрешите выйти.

- Куда это Вам?

- Мне надо в туалет, - слукавил я.

- Хорошо, идите.

Погулял минут десять и возвращаюсь на место. Ноль внимания. Вдруг Суслов спохватывается:

- А Вы что сидите, где Ваша зачётка?

- Вот она, на столе перед Вами.

Суслов берёт зачётку и выводит \"Отлично\". Я удивился, но промолчал. Назавтра я случайно встречаюсь с Сусловым в Главном корпусе на втором этаже.

- А Вы знаете, я вчера забыл спросить Вас по третьему вопросу, - говорит мне Иннокентий Алексеевич, едва мы успели поздороваться.

- Я помню третий вопрос и готов хоть сейчас ответить на него, - бодро парирую я.

- Да что Вы, не надо. Я просто сказал Вам, чтобы Вы знали, что я не забыл.

Вот таким был наш Суслов, кандидат технических наук и участник Великой Отечественной войны.

Удивительное дело, все преподаватели руководствовались одними и теми же инструкциями, однако каждый принимал экзамены по-разному. Одни даже разрешали пользоваться учебниками и конспектами, другие же ревностно следили за тем, чтобы, не дай Бог, студент не вытащил шпаргалку.

Особенно в этом преуспел О.Б. Толпыго. Взяв билет, студент направлялся к одной из трёх досок и готовился только у доски. Но и здесь мы умудрялись заглянуть в \"шпоры\".

Передающие устройства преподавал нам В.А. Солнцев. Работа на заводе отложила свой отпечаток - он больше внимания уделял практической стороне дела. Однажды при защите курсового проекта он посмеялся: \"Что это Вы спроектировали, дверную пружину или катушку индуктивности?\". Ему не понравилось, что отношение длины катушки к диаметру было велико. С чисто русским размахом он мог сделать и широкий жест. Всем запомнился случай, когда мы весной сдавали экзамен по передатчикам. Экзамен был последним в весенней сессии и на этот день была запланирована свадьба у нашей Зои Селезнёвой. Какие уж тут экзамены для невесты! Мы с Игорем Колесовым решили попросить Солнцева, чтобы он принял у Зои экзамен в первую очередь. Он согласился. Когда Зоя вошла в аудиторию, Солнцев сказал: \"Я знаю, что у Вас сегодня свадьба и хочу Вам сделать подарок\". С этими словами он берёт Зоину зачётку и выводит \"Отлично\". Зоя счастлива и свободна.

Был у нас на кафедре ТОР человек-легенда - Евгений Николаевич Силов. Именно он и Александр Александрович Бакакин стали инициаторами создания в Томске любительского телецентра. Уже 25 декабря 1952 года впервые за Уралом была осуществлена передача киножурнала со звуковым сопровождением. Однако легендой Е.Н. Силов стал задолго до этого события. В 1934 году он принял на свою любительскую радиостанцию сигнал SOS с затёртого во льдах Чукотского моря парохода \"Челюскин\" и передал в Москву точные координаты места аварии. Именно с этого момента и началась героическая эпопея спасения челюскинцев. Правительство СССР высоко оценило действия молодого радиолюбителя и наградило Евгения Николаевича Силова Орденом Трудового Красного Знамени. Сам того не ведая, он дал толчок для принятия решения об учреждении нового почётного звания - звания Героя Советского Союза, а первыми героями стали лётчики-спасатели экспедиции О.Ю. Шмидта.

Среди преподавателей была у нас \"сладкая парочка\" - супруги Израэль Шоломович Соломоник и Клавдия Максимовна Шульженко, тёзка и однофамилица знаменитой эстрадной певицы тех лет. Соломоник был стройным высоким и жизнерадостным блондином, а Шульженко - полненькая, приятная, ему до плеча женщина, с мягким характером. Он читал курс конструирования радиоаппаратуры, она - основы телевидения. Израэль Шоломович картавил на все буквы русского алфавита и первое время мы с трудом понимали его. Однажды он весь курс привёл в замешательство. Читая лекцию, он какую-то конструкцию сравнил с детской “куеваткой”. Произнося это, он рассчитывал на \"оживление в зале\", а вместо этого гробовая тишина. Он ещё раз повторил, эффект тот же. Пришлось ему написать на доске: \"Детская кроватка\". Все рассмеялись, а то ведь подумали, Бог знает что.

Весною его экзамен выпал на понедельник. Мы самонадеянно посчитали, что конструирование мы знаем и можем сэкономить один день, сдав экзамен досрочно, в воскресенье, и разъехаться по домам. Сказано - сделано.

Уговорить Соломоника было нетрудно. К 9 часам собрались в аудитории, Соломоника нет. Проходит час и мы поняли, что Израэль Шоломович просто забыл про нас. Отрядили делегацию к нему домой. Звоним. Долго ждём. Открывается дверь, перед нами появляется Соломоник в домашнем халате и в шлёпанцах на босу ногу. Оказывается, мы подняли его с кровати. Извинившись, он попросил нас немного подождать. Экзамен прошёл быстро, легко и непринуждённо. Все получили 4 и 5.

***

Заканчивая свой рассказ, не могу не сказать о наших, так называемых, рядовых преподавателях. Пусть у многих из них не было особых заслуг в общепринятом понимании, но они честно и добросовестно с глубоким знанием предмета и с гражданской ответственностью день за днём делали из нас инженеров. К сожалению, я не помню имён и фамилий многих из них, но благодарная память об их кропотливом труде осталась. Среди них преподавательница немецкого языка пенсионного возраста, для которой главным были тишина и порядок. Это и красавица, и умница преподаватель физики. Строгая, но сострадательная преподавательница политэкономии. Это и преподаватели с кафедр РТФ: Золотарёв И.Д., Падусова Е.В., Перегудов Ф.И. и многие другие.

Конечно, можно было бы вспоминать ещё и ещё, но и этих рассказов, я полагаю, достаточно, чтобы составить представление о наших преподавателях и атмосфере учёбы тех, теперь уже далёких, лет.

В. ТОПОРКОВ

На фото: после экзамена по политэкономии: Ю. Дудников, З. Селезнёва, С. Чистанов, Римма Эпштейн, А. Михнев, преподавательница, И. Колесов, Ф. Усольцев, Э. Ильинская, Надя Шемет и А. Кармадонов. Автор материала нашел в университетской роще забавное дупло.