Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Направление №5 ИОП ТПУ
Основной результат

В соответствии с поручениями Рособразования и ректора Томского политехнического университета Ю.П. Похолкова 5 сентября 2008 года в институте \"Кибернетический центр\" ТПУ состоялась презентация \"Цели и результаты инновационной образовательной программы по направлению \"Информационно-телекоммуникационные системы и технологии\" в 2007-08 гг.\"

С докладом по теме выступил профессор, д.т.н., руководитель направления №5 ИОП ТПУ В.З. Ямпольский.

Вторым пунктом был запланирован доклад \"Компетентностный подход к разработке образовательных программ подготовки магистров IT-профиля\" (заведующий кафедрой ОСУ, д.т.н., профессор В.А. Силич).

Аудитория вместила всех желающих, специалистов института, бакалавров, магистров, аспирантов, представителей кафедр АВТФ и других факультетов, а также претендентов на обучение по международным инновационным магистерским программам \"Сети ЭВМ и телекоммуникации\", \"Компьютерный анализ и интерпретация данных\", \"Управление в технических (мехатронных) системах\" (которые были разработаны в рамках направления №5 ИОП ТПУ).

В своём выступлении Владимир Захарович напомнил участникам презентации цель проекта: \"Опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по информационным системам и технологиям\". Основным способом и инструментом достижения названной цели явилось открытие на базе института \"Центра подготовки профессиональной элиты по информационным технологиям\" (ЦППЭ ИТ), который в числе первых подобного класса был создан в Томском политехническом университете.

Назначение Центра - формирование научно-образовательной среды мирового уровня для подготовки профессиональной элиты по магистерским программам, разработанными совместно с ведущими мировыми университетами и предприятиями-партнёрами.

В результате созданы и оснащены новейшим оборудованием действующие в институте \"Кибернетический центр\" научные школы и лаборатории (когнитивных систем, геоинформатики и мехатроники), кафедры, учебно-научные и научно-учебные лаборатории факультета автоматики и вычислительной техники ТПУ, авторизованные учебные центры \"ТПУ & SoftLine Academy\" и \"Certiport\", инновационный центр Microsoft в ТПУ.

В целом работа в рамках направления №5 ИОП ТПУ велась по трём векторам: \"Развитие научно-педагогических школ\" (когнитивные, геоинформационные, мехатронные системы); \"Разработка и модернизация инновационных образовательных программ и подготовка магистров по направлениям\" (\"Сети ЭВМ и телекоммуникации\"; \"Компьютерный анализ и интерпретация данных\"; \"Управление в технических (мехатронных) системах\"); \"Создание научно-образовательной среды мирового уровня на основе интеграции с отечественными и зарубежными стратегическими партнерами\".

В качестве иллюстрации по первому из трёх векторов можно назвать результаты, полученные лабораторией когнитивных систем (научный руководитель - д.т.н. В.З. Ямпольский), коллективом которой был решён комплекс вопросов, начиная с построения онтологических моделей систем, освоения и создания программных систем для поддержки онтологических моделей и семантических технологий, разработки ПО для семантических порталов, и включая собственно подготовку элитных специалистов (магистров, аспирантов) на основе проектно-командного метода. Аналогичные данные были приведены и по другим программам ИОП №5.

В докладе были приведены также цифры (суммы государственных вложений и объёмы софинансирования, количество повысивших квалификацию, объёмы площадей модернизированных аудиторий, число единиц суперсовременного оборудования, программное обеспечение и др.), которые наглядно подтверждали количественный и качественный сдвиг в направлении №5 ИОП ТПУ.

Безусловно, этот импульс оказал и продолжает оказывать позитивное влияние на развитие и придание высокой динамики учебно-воспитательному, образовательному, научно-исследовательскому процессам, порождая некий синергетический эффект.

В целом, если говорить о результатах, то они адекватны задачам. Одним из главных достижений проекта следует считать создание инновационной научно-образовательной среды мирового уровня, потенциал которой позволяет обучать и воспитывать конкурентоспособных (во всех смыслах) специалистов - магистров, переподготавливать кадры управления высшей квалификации, которые без преувеличения способны вывести страну в число лидеров мировой экономики.

По окончании доклада профессор Ямпольский ответил на вопросы, касающиеся принципов обучения, программ подготовки магистров, разработанных совместно с университетами-партнёрами (Технический университет г. Саарбрюккен, Германия; Чешский технический университет, Прага; Технопарк BIPF, Республика Корея), их содержательных и организационных моментов.

В этом числе:

  • Что нужно обучающемуся на бюджетном месте, чтобы попасть в DD-программу?
  • Каковы конкурентные преимущества обучившегося?
  • Цена вопроса?
  • \"Командный\" аспект подготовки магистров техники и технологии?
  • другие.

Руководитель направления №5 дал исчерпывающие ответы, опираясь на понятные (претендентам на обучение по международным инновационным магистерским программам) примеры.

В частности, Владимир Захарович уделил достаточно внимания действующей магистерской DD-программе \"Сети ЭВМ и телекоммуникации\", подготовленной в сотрудничестве с Техническим университетом Мюнхена (TUM).

Подытоживая первую часть этой встречи, профессор Ямпольский сказал:

- Мы хотим в контакте с партнёрами и участниками сформулировать новую образовательную модель, кредит (в прямом и переносном смысле слова) на реализацию которой нам был предоставлен государством…

Записал О.Н. Плотников