Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Две недели в городе любви и огней

Понятие устойчивого развития впервые вошло в употребление в 1988 году, когда комиссия Брутланд при ООН представила доклад \"Our Common future\" (Наше общее будущее). Устойчивое развитие определялось как комбинация социальных, экономических и экологических аспектов и, удовлетворяя потребности современного общества, не ставило бы под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Именно этой теме и была посвящена Европейская Летняя Школа TESS, проводившаяся ассоциацией T.I.M.E. в июле 2008 года на территории 3 европейских университетов. Увидев объявление на сайте ТПУ, я сразу же заинтересовалась этой программой, поскольку ее тематика была непосредственно связана с моей специальностью - \"Защита окружающей среды\".

Немаловажную роль сыграло и то, что обучение было бесплатным. Требовалось предоставить выписку из зачетки, свое резюме, а также сертификат, подтверждающий знание английского языка (ведь учеба должна была проходить именно на этом языке).

Кроме того, нужно было выбрать один из 3 университетов, в котором хотелось бы пройти обучение. Я выбрала Париж. Впоследствии оказалось, что мой выбор был более чем удачным, т.к. в 2008 году французское правительство запустило программу, в рамках которой оплачивались все мои расходы на проживание и транспорт.

Через месяц после подачи заявки мне пришло письмо о зачислении, и началась работа по сбору документов для получения визы. Оказавшись в Париже, я была немного разочарована - выбранный мною университет (кстати сказать, один из самых престижных во Франции) располагался не в самом Париже, а на расстоянии 25 км от него, в буквальном смысле посреди поля, далеко от станции метро, куда по вечерам перестают ходить автобусы. Поэтому в будние дни ни о какой культурной программе не могло быть и речи - оставалось только учиться. А учиться приходилось много - недаром двухнедельная программа соответствовала 5 ECTS (1 семестр равняется 20 ECTS).

Следует сказать, что не только я, но и остальные 8 участников TESS в Париже (представлявшие 8 различных стран, со всех континентов, кроме Австралии и Антарктиды) были удивлены подобной интенсивностью.

С 9 до 12 были лекции. Зачастую профессор находился либо в Мадриде, либо в Стокгольме; в этом случае мы слушали лекцию в режиме on-line посредством видеоконференции. Затем был часовой перерыв на обед, после чего мы вновь возвращались в аудиторию, чтобы заняться работой в группах.

За 3 часа нам следовало сделать презентацию по определенной теме. Так, в рамках лекции \"Technology for Human Development\" (технология для человеческого развития) нужно было найти и подтвердить конкретными примерами взаимосвязь между такими понятиями, как энергия, с одной стороны, и неравенство и права человека, с другой. В целом же, формулировка заданий очень часто не предполагала однозначной трактовки, как и однозначного, единственно верного решения. Нередко отведенного времени не хватало, чтобы рассмотреть проблему целиком - приходилось останавливаться на каком-то определенном аспекте.

После того, как презентации были готовы, студенты трёх университетов в течение 2 часов представляли их друг другу, задавали вопросы, обменивались впечатлениями. Должна сказать, что именно это время стало для меня своеобразным откровением: настолько по-разному можно воспринимать некоторые вопросы! В частности, я не могла не сдержать улыбки при виде презентации, на слайде которой было: NO TO RUSSIAN GAS! (Нет российскому газу!).

Оказывается, не только политики, но и рядовые студенты обеспокоены все увеличивающейся зависимостью Европы от стран, поставляющих энергоресурсы.

Итак, в 18-00 заканчивалась последняя презентация, и я в следующие 2 часа выполняла индивидуальные задания (их было 8, по числу лекций). Все они были не похожи друг на друга: иногда задача сводилась к тому, чтобы найти информацию в Интернете, а иногда требовалось решить кейс. Именно на основании этих заданий, в конечном счете, и формировались оценки за весь курс.

Кроме лекций, групповой работы и индивидуальных заданий в программу входило посещение предприятий, воплощающих на практике те принципы устойчивости, о которых мы слышали от профессоров. Например, мы были на мусоросортирующем заводе, крупнейшем во Франции, который, помимо всего прочего, осуществлял программу по социальной реабилитации людей, переживших глубокую психологическую травму.

Не была забыта и культурная программа: выходные в сопровождении двух студентов SUPELEC мы проводили в Париже. Разумеется, 4-х дней едва ли достаточно, чтобы увидеть даже малую часть города любви, города огней. Но заблудиться в коридорах Лувра так, чтобы закружилась голова, смотреть на Эйфелеву башню и, запыхавшись, забраться по ступеням на холм Монмартр с видом на весь Париж мы все же успели.

В целом же, эти 2 недели стали для меня незабываемыми: бесценный опыт общения, новые знания и новый взгляд на собственную профессию - вот что я получила от участия в Летней Школе в Париже. И я бы хотела поблагодарить своего научного руководителя Н.А. Чулкова, заведующего кафедрой ЭБЖ В.Ф. Панина и И.В. Плотникову, зам. директора ЭЛТИ по учебной работе, а также Центр международной образовательной деятельности за то, что помогли мне совершить это путешествие.

Юлия ТИТОВА, студентка 4 курса ЭЛТИ.