Павел Павлович Гудков - один из наиболее ярких и достойных основателей Сибирской геологической школы. Имя Павла Павловича Гудкова, профессора Томского технологического института, эмигрировавшего в США, долгие годы не произносилось вслух, а дела и научные труды его были преданы забвению. Прошли годы, прежде чем на одной из колонн 1 корпуса была установлена мемориальная доска-дань памяти ученого, а в библиотеке найдены его учебники, учебные пособия по геологии и петрографии, научные работы, геологические отчеты.
П.П.Гудков родился 1 января 1881 г. в Красноярске, на Преображенском прииске, в глуши енисейской тайги. Его отец, Павел Козьмич Гудков, до отмены крепостного права был крепостным у помещика в Самарской губернии. Получив вольную, отравился в Сибирь искать лучшей доли. И впоследствии стал управляющим золотодобывающей компании в Енисейской тайге. Там же в начале 1881 года у него родился сын, которого в честь отца нарекли Павлом.
Когда Павел подрос и окончил среднюю школу, отец послал его \"учиться в Петербургский горный институт. Отец хорошо понимал, что времена меняются, и что для того, чтобы успешно руководить приисками, необходимо получить системное специальное образование. А ведь он мечтал на старости лет передать свои прииски сыну, единственному наследнику.
Учился Павел хорошо и отличался не только трудолюбием, но и большой склонностью к научным исследованиям. В институте на него обратил внимание профессор геологии Карл Иванович Богданович. Он посоветовал Гудкову по окончании института заняться научной деятельностью в области геологии. Подготовил для него и подходящее место - договорился с профессором В.А.Обручевым, деканом горного отделения Томского технологического института, что тот возьмет его к себе на кафедру геологии.
4 июля 1907 года горный инженер Павел Гудков был назначен на должность старшего лаборанта кафедры геологии Томского технологического института. С осени 1907 г. лаборант Гудков начал свою педагогическую деятельность: В.А.Обручев читал студентам лекции по петрографии, а он вел практические занятия. Одновременно П.П. Гудков приступил к обработке коллекций горных пород Туркестана и Семиречья, собранных его учителем, профессором Горного института И.В. Мушкетовым. Так он занялся исследовательской работой. С 1907 по 1913 гг. П.П. Гудков, выполняя обязанности старшего лаборанта, вел практические занятия по петрографии. Под руководством В.А.Обручева и П.П. Гудкова велись работы студентов по дипломированию, проходила летняя геологическая практика студентов разведочно-геологической специальности. Летом 1908 г. П.П. Гудкову была разрешена командировка в Ачинский и Мариинский уезды для исследования золоторудных месторождений. А в летнее время П. П.Гудков проводил геологические исследования в Томском и Ачинском горных округах. Результаты этих исследований были опубликованы в \"Известиях ТТИ\".
О напряженном педагогическом труде П.П. Гудкова говорит такой факт, что \"весной 1910 г. в петрографической лаборатории геологического кабинета под руководством лаборанта Гудкова занимались 53 студента, закончили 44. Дипломные работы выполняли 7 человек.
В связи со студенческими волнениями в январе 1911 г. из института было исключено 374 студента, уволены по политическим мотивам профессор палеонтологии М.Э. Янишевский и старший лаборант П.А. Казанский. Профессору В.А. Обручеву было предложено перейти в другое учебное заведение, а с 10 марта 1912 г. он был уволен. Так весной 1912 г. обе выпускающие геологов кафедры горного отделения ТТИ остаются без профессоров.
Начиная с 1912 года, в жизни и деятельности Гудкова происходит ряд крутых перемен. В марте 1912 года по наветам попечителя Лаврентьева министр просвещения Кассо увольняет профессора В. А. Обручева за \"вредное влияние на умы молодежи\". Кафедра геологии осталась без заведующего, в резерве было два весьма солидных претендента на нее: старший лаборант Гудков и преподаватель Усов. Оба были геологами, оба - любимцы Обручева, но сам Обручев предпочтение отдал Павлу Павловичу Гудкову как более опытному и эрудированному.
Так Гудков стал преемником профессора Обручева. Он читает лекции и ведет занятия по петрографии, руководит дипломными работами студентов, а также преподает геологию на Сибирских Высших Женских Курсах (СВЖК).
1913 г. был для П.П. Гудкова очень напряженным и плодотворным. В летнее каникулярное время он был командирован в Зайсанский уезд Семипалатинской области и в Монгольский Алтай для геологических исследований. В августе Павел Павлович произвел осмотр и составил план разведки Тельбесского месторождения магнитного железняка, а на руднике \"Богомдарованный\" произвел экспертизу новейших разведочных работ по поручению Российского Золотопромышленного Общества.
Начиная с 1913 г., меняется направление научных интересов П.П.Гудкова в области геологии. Если раньше он занимался месторождениями золота, то теперь предметом его исследования становятся железорудные месторождения. Акционерное общество \"Копикуз\" проектировало строительство крупного металлургического завода, для чего необходимо было разведать месторождения железных руд и каменного угля.
Руководить разведкой железных руд был приглашен П.П.Гудков. Экспедиция под руководством П.П. Гудкова, занимавшегося исследованиями вместе с М.А.Усовым, выявила в Горной Шории, в районе Тельбесского железорудного месторождения значительные залежи магнитного железняка в Темиртау и Одра-Баше.
Комплекс геологических исследований и разведок этих и ряда других месторождений позволили группе Гудкова выделить среди них наиболее перспективные и подсчитать запасы руд. С этого времени и вплоть до своего отъезда из Томска (1919 г.) П.П.Гудков бессменно руководил всеми поисковыми и разведочными работами в Кузбассе и Горной Шории.
1914 г. начался для Гудкова с приятного события: \"30 января Высочайшим приказом по гражданскому ведомству старший лаборант Томского технологического института Императора Николая II, горный инженер, надворный советник Гудков назначен исправляющим должность экстраординарного профессора того же института по геологии\". Профессор П.П.Гудков заведует геологическим кабинетом, читает лекции студентам в ТТИ и слушательницам СВЖК по геологии, руководит дипломными работами, входит в состав испытательной комиссии (ныне ГЭК), занимается исследованиями.
П.П.Гудков был веселым и обаятельным человеком, быстро сходился с людьми, был любим студентами, друзьями, коллегами из-за своего интеллекта, общительного характера и юмора. Он принимал активное участие в общественной деятельности отделения, института, научных обществ, Комитетов и Советов. В 1914-1915 гг. он был председателем Профессорского Суда в ТТИ, с апреля 1917 г. по декабрь 1918 г.помощником директора по студенческим делам.
Бурные политические события 1918 г. не обошли стороной профессора Гудкова. В конце весны 1918 г. было сформировано Временное Сибирское правительство, в состав которого входили профессора университета и технологического института. На пост Министра торговли и промышленности в июле 1918 г. был назначен профессор П.П.Гудков как широко образованный человек и известный ученый Сибири. Гудков П.П. вместе с членом Геолкома Э. Э. Анертом внесли в Совет Министров вопрос об учреждении в Томске Сибирского геологического Комитета. 19 сентября 1918 г. на заседании Административного Совета было постановлено: \"Учредить Сибирский геологический Комитет\". Подготовив открытие Сибгеолкома, П. П. Гудков с 1 сентября 1918 г. вышел из состава Временного Сибирского правительства, а с 5 февраля 1919 г. он был назначен директором Сибгеолкома.
Большую роль в развитии геологической школы дальнего Востока сыграли выпускники и преподаватели Томского технологического института. В конце 1919 г. П.П.Гудков выехал с семьей во Владивосток. До сентября 1920 г. он оставался профессором ТТИ, числясь в научной командировке по организации горного факультета во Владивостокском политехническом институте, где с 1919 по 1921 г. он был профессором геологии и деканом.
Работая в Дальневосточном геологическом университете, вел учет минеральных ресурсов края.
Научные труды высоко оценила научная общественность мира, его труды заинтересовали американцев. В 1922 году группа американских научных обществ пригласила Павла Павловича \"прибыть в США и прочесть курс лекций по отдельным разделам геологии”. Гудков приглашение принял и с семьей отправился в США. Благо, научные общества брали на себя все расходы по командировке.
В 1921 г. П.П.Гудков возглавил делегацию, посланную в Вашингтон Владивостокской торговой палатой, в Конгресс по вопросу сокращения вооружений. Находясь в России, он выучил английский, французский, немецкий, польский языки.
Спустя несколько месяцев пребывания в США, 25 января 1922 г. Павел Павлович прочел доклад (на английском языке) о геологии основных рудных областей Сибири в геологическом обществе Вашингтона. В 1922 г. он стал сотрудником Американского географического общества и затем уехал в Нью-Йорк к жене и дочери, где читал курс лекций, касающихся геологии и горной промышленности Сибири в Колумбийском университете. Он стал близким другом профессора Джеймса Келена из Колумбийского университета.
Но вот закончился контракт, и оказалось, что Гудкову некуда возвращаться, и что он остался без средств к существованию. Дальневосточная буферная республика за время поездки его в Америку перестала существовать и слилась с СССР. А туда возвращаться Гудков боялся, ибо все время помнил, что он бывший министр и что ему этого не простят, опять он потерял все нажитое и остался на распутье.
Трагедия усугублялась еще и тем, \"что в США в это время наступила страшная депрессия, свирепствовала инфляция. Положение у профессора Гудкова сложилось критическое. Он брался за любую работу, лишь бы прокормить жену и дочь. Впал в отчаяние, ведь помощи ждать было неоткуда и надеяться не на кого. Но вот Гудкову предложили принять участие в поисках нефти в Калифорнии.
В марте 1923 года он приехал в Калифорнию и провел там весну и лето, исследуя геологию и вероятность нефтяных залежей в долине San Jooguin. В условиях полевой работы он жил в палатке, очень редко заходил в отель или ресторан и фактически был на природе, которую действительно любил. В соответствии с его полевой работой, он стал геологом и палеонтологом разведочной компании Milham, которую финансировал John Hage Hainmond, а позднее был принят в компанию Делаваре. Во время этого периода он прочел ряд лекций в университете Стамфорд.
В 1926 году Гудков открыл свою консультационную контору в Лос-Анжелесе, специализируясь на микроскопических анализах. В этот период он прочел курс лекций в Стамфордском университете. В 1926 г. П.П.Гудков открыл свой консультационный офис в Лос-Aнжелесе, специализируясь в области микроскопического анализа. В 1951 г. его фирма присоединилась к фирме Адена В. Хьюза под названием \"Гудков и Хьюз\". П.П.Гудков работал в качестве консультанта до конца своей жизни.
В 1927 г. он стал гражданином Америки. Он щедро делился своими знаниями, временем и советами со всеми, кто просил его об этом. В русской колонии Лос-Анжелеса П.П. Гудков принимал активное участие в организации помощи эмигрантам и нуждающимся. Он вносил мир, согласие и спокойствие туда, где ранее отсутствовало дружелюбие. П.П. Гудков принимал активное участие в многочисленных технических и социальных обществах и написал много работ, которые всегда изучались с большим интересом.
Жизнь семьи Гудкова была чрезвычайно добропорядочной; его дом был всегда центром встреч для его друзей как русских, так и американцев. П.П. Гудков известен как один из первых, самых выдающихся геологов-нефтяников Калифорнии. Его считали авторитетом по вопросам мелового периода долины Сакраменто. Среди наиболее важных дел были его рекомендации по бурению скважин. С 1926 г. он начал консультационную работу, он и его коллектив осуществляли корреляции разрезов при помощи микропалеонтологического и микролитологического анализа для нескольких самых крупных нефтяных компаний в Калифорнии и для многих небольших организаций.
Фактически объем работы, которую он осуществил, огромен. Его корреляции, несомненно, способствовали открытию многих нефтяных месторождений и предотвратили бурение многих сухих скважин. Гудков был блестящим ученым, и к тому же ему повезло с открытиями месторождений. Он уже был владельцем фирмы и вполне обеспеченным человеком.
Связи с Россией он не терял. Но времена были смутными, и многие на его письма попросту не отвечали. Один только человек регулярно писал ему то из Москвы, то из Ленинграда. Это был профессор, впоследствии академик Владимир Афанасьевич Обручев. Он был уже старым, всемирно известным ученым, не трусливый по своему характеру, он и не боялся регулярно переписываться со своим бывшим помощником. Обручев обратился с письмом в правительство, в котором утверждал, что Гудков один из крупнейших ученых в области геологии, что он был и остается русским человеком и что его необходимо вернуть в Россию.
Обручев даже добился того, что Гудкову была обещана полная амнистия и даже предложен высокий пост в одном из геологических учреждений. Но в это время в семье Гудкова сложилась тяжелая обстановка: жена болела астмой в тяжелой форме, дочь - туберкулезом. Врачи ему прямо сказали, что если он перевезет их из солнечной Калифорнии в сырой и холодный Ленинград, то в первую же зиму похоронит. Это и задержало тогда отъезд Гудкова из США в Россию. А затем последовали тридцатые годы, длительная война, а после нее обострение отношений с Америкой - Гудков уже состарился, и вопрос о переезде отпал сам собой.
Скончался Павел Павлович Гудков в 1955 году в США. А год спустя, в 1956 году в Москве умер и академик В. А. Обручев. Но остались богатые материалы о жизни и деятельности этих ученых, замечательных исследователей Сибири. Сейчас разыскиваются и уточняются материалы о жизни, деятельности Павла Павловича Гудкова в США. Он всегда оставался русским человеком, и не его вина, что судьба его аналогична судьбам многих его земляков, русских американцев: авиатора Сикорокого, механика Тимошенко; много сделавших доброго и для России, и для США.
В 1955 г. Бюллетень американской ассоциации геологов-нефтяников опубликовал некролог, в котором сообщалось: нефтяная промышленность понесла невосполнимую утрату, когда 24 мая 1955 г. в Лос-Анжелесе умер П.П. Гудков во время операции на почке, которая считалась неопасной. До его последней и кратковременной болезни у него всегда было хорошее здоровье, и он отличался хорошим зрением, хотя на протяжении всей его жизни он ежедневно работал с микроскопом.
Материал подготовлен студенткой гр. 2630 ИГНД ТПУ
Винниченко П.Ю. (научный руководитель В.А. Домаренко).