За последние несколько лет наш вуз славится хорошей традицией - поздравлять молодых преподавателей с получением грантов Благотворительного фонда В. Потанина.
Напомню, что Благотворительный фонд В. Потанина - это некоммерческая благотворительная организация, миссией которой является способствовать реализации потенциала наиболее активной, одаренной и образованной молодежи.
Как известно, молодые таланты являются самым перспективным ресурсом и кадровым резервом нашего общества. В частности, в ТПУ в течение последних лет действует проект \"Формирование кадрового резерва ТПУ\", целью которого является выявление молодых лидеров университета, которые в ближайшей перспективе должны сыграть ведущую роль в педагогической, научной и административной сферах деятельности вуза. И очевидным является то обстоятельство, что именно резервисты и становятся получателями грантов В.Потанина - Романенко Сергей, ХТФ (2005), Громов Александр, ХТФ (2006), Егоров Николай, ФТФ (2006), Боровиков Юрий (2005, 2006) и другие. А в 2008 году стипендиатами стали Климова Галина (ЭЛТИ), Оствальд Роман (ФТФ) и Болотина Ирина (ЭФФ).
Конкурс проводился поэтапно. На первом этапе участники конкурса подавали заявки, описывающие их научные и учебно-методические достижения. Наиболее интересной была та часть заявки, где участники конкурса выражали свой взгляд на профессиональную деятельность, на взаимоотношения со студентами, на роль дисциплины и на основные направления государственной политики в области образования. Из поданных заявок внутри вуза были отобраны:
Болотина Ирина (ЭФФ), Кирьянова Лилия (ГФ), Климова Галина (ЭЛТИ), Оствальд Роман (ФТФ) и Цапко Сергей (АВТФ).
Второй этап включал анкетирование студентов всех преподавателей. И уже здесь реально ситуация зависела от того, какого мнение студенты о профессиональности и компетентности своих бывших преподавателей.
На заключительном этапе результаты анкетирования студентов и заявки 5 преподавателей ТПУ обрабатывались сотрудниками фонда В.Потанина в Москве. Мы ждали.
И, наконец, завершился конкурс выездной сессией фонда в г.Красноярск на деловые игры, куда и были приглашены все стипендиаты Сибирского Федерального округа.
Впечатлениями о поездке 11-15 марта в Сибирский федеральный университет с нами поделились наши сотрудники Климова Галина и Оствальд Роман.
Роман: - Осматривая перрон на подъезде к красноярскому вокзалу, мы уже видели представителей фонда, считающих вагоны и с нетерпением ожидающих томских политехников. После суток в плацкарте (вот где уж вспомнили студенческие годы!) теплые улыбки и забота встречающих предвещали интересное общение. Отметилось то, что нас (преподавателей и студентов) сразу разделили! После размещения в \"Огнях Енисея\" (вид на Енисей из окна просто потрясающий!) мы сразу пошли познакомиться с городом и с преподавателями из других городов и вузов.
Галина: - Выяснили, что в сибирском федеральном округе выиграло 17 преподавателей, в том числе 7 человек из Томска! Познакомились с преподавателями из Красноярска, Новосибирска, Омска, Иркутска. На удивление общение было очень комфортным, расслабленным и интересным. Во второй день ребята были участниками “круглого стола” \"Проблемы современного образования в эпоху интернета\", где все преподаватели делились идеями и инновационными подходами к образованию в своих вузах.
Роман: - Мне особенно запомнилась дискуссия с проректором по инновационной деятельности Сибирского федерального университета Николаем Николаевичем Довженко, впечатлила его компетентность и умение вести дебаты, задавать тон беседе и его эрудиция.
Галина: - Больше всего понравилось знакомство с коллегами из других вузов, с которыми планируем сотрудничать в дальнейшем.
Программа награждений на другой день сопровождалась презентациями-видеороликами, которые предварительно подготовили студенческие коллективы всех сибирских вузов-участников. Нужно отметить, что у студентов, которые стали стипендиатами фонда В.Потанина, программа была еще более насыщенной. \"Недетские игры\", в которых они участвовали, представляли собой конкурс волонтерских социальных проектов. Например, наши студенты представили проект о возвращении советских мультиков на экраны и о том, как это могло бы позитивно повлиять на культуру нашего общества. Так вот, в состав жюри, которое оценивало домашние задания студентов, входили не только администрация фонда, режиссеры, психологи, работающие со студентами на играх и тренингах, но и наши преподаватели.
Запомнились публичные лекции других преподавателей-стипендиатов, перед которыми поставили задачу прочитать лекцию так, чтобы было понятно очень широкой и некомпетентной в рассматриваемых вопросах аудитории.
В чем же важность проведения подобного конкурса?
Галина: - Несомненно, что участие в таком конкурсе способно поднять статус молодого преподавателя, поддержать его материально и вдохновить на будущую деятельность. Такие конкурсы пробуждают интерес к образовательному процессу и помогают сформировать научно-популярный подход к построению учебных занятий. Кстати, все темы заявленных лекций стипендиатов были отправлены в журнал \"Наука и жизнь\", где редакция выберет три самые интересные лекции и опубликует их в своем журнале. Так что мы еще в конкурсе, еще не все закончилось.
Роман: - Мне импонирует сама идея - собрать активных и ярких представителей творческой профессии \"преподаватель\" в одном месте, в одном коллективе. И, вы знаете, те мероприятия, в которых участвуют преподаватели в этой поездке, реально могут повлиять на твои взгляды и ценности. Так, любой молодой человек может как-то переоценить самого себя, свои цели и, возможно, убеждения.
Какая же была цель?
Галина: - Скорее всего, я участвовала в конкурсе, чтобы удовлетворить свои амбиции - хотелось победить. В этом есть заслуга и моих студентов, которые, не смотря на пору преддипломной практики, пришли поддержать и приняли участие в анкетировании. Вообще документы на конкурс я готовила в горячее время на кафедре, каждый этап подготовки сопровождался бурными комментариями коллег. А о размере потанинской стипендии я узнала только в Красноярске.
Роман: - Был много наслышан об этом конкурсе, о мероприятиях, сопровождающих этот конкурс, о поездках. Просто нельзя было не попробовать! И ожидания оправдались, оригинальный конкурс с оригинальной программой! Обычно любой конкурс заканчивается дипломом или медалью. А тут, когда выигрываешь – все только начинается! С психологической точки зрения все это заставляет задуматься о том, как мы работаем каждый день, как преподносим материал студентам. В чем же изюминка нашей работы? Одни только вопросы заявки чего стоят. Например, в чем Вы видите проявление творческого начала в работе преподавателя? Или: ваши принципы взаимоотношений со студентами и многое другое.
А что будет дальше?
Галина: - Есть готовность принимать участие и в других конкурсах, реализовывать новые идеи. Возможностей очень много, и было бы глупо не пользоваться всеми шансами!
Роман: - Пожалуй, самое главное для меня после того как я приехал - это внутреннее ощущение: что-то изменилось. Я как будто подзарядился, появились новые силы, поставлены новые цели. И поразительно, но появилось огромное количество новых идей и желание их реализовать, и не только в работе со студентами, но и в работе с коллегами. И, конечно, есть желание подавать новые заявки на конкурсы!
Ребята, спасибо за подарки, доверие и торт!
ГОДЫМЧУК Анна.