09.01.2008 года был подписан приказ о назначении нового руководителя на должность директора института дистанционного образования Качина Сергея Ильича, профессора, доктора технических наук.
Очное знакомство с томским политехническим, тогда еще институтом, Качина С.И. состоялось в 1970 году. Среди знакомых Сергея Ильича были люди, окончившие кафедру электрических машин ТПИ. Их положительные отзывы сподвигли молодого человека поступить именно на факультет автоматики и электромеханики на кафедру электрических машин и аппаратов, возглавляемую профессором Сипайловым Г.А., на тот момент являющуюся одной из ведущих кафедр ТПИ. По признанию моего собеседника, годы учебы - это один из самых замечательных периодов в жизни любого человека. Это наиболее интересный, плодотворный и насыщенный событиями жизненный отрезок. \"Мне очень повезло - у нас сложилась очень дружная группа, настоящий сплоченный коллектив. Мы до сих пор встречаемся каждые пять лет почти в полном составе! Это каждый раз вызывает у меня удивление, ведь на встречу приезжают друзья-одногруппники не только из Томска, но и из других городов, находят время, деньги, откладывают семейные и рабочие дела ради теплых воспоминаний, веселых шуток, душевных разговоров. Нам всем очень важно и приятно вновь и вновь бывать в родных стенах альма-матер, встречаться с нашими преподавателями, радоваться успехам любимого политеха\".
- Сергей Ильич, вы были отличником?
- Да, по окончании учебы я получил диплом с отличием, а также именные часы. Убежден, если работать ритмично, то хорошо учиться совсем несложно.
После окончания института Сергею Ильичу предложили остаться на кафедре электрических машин младшим научным сотрудником, затем он поступил в аспирантуру. В те времена на кафедре была очень развита научно-исследовательская деятельность, активное взаимодействие не только с томскими предприятиями, но и с иногородними. Было достаточно много интересной научно-исследовательской работы. \"Затем был период, когда я работал в главном корпусе - официально должность называлась \"ученый секретарь научно-исследовательской части\". Этот период закончился тем, что меня направили на стажировку в Венгрию. После возвращения я еще какое-то время проработал ученым секретарем, а затем, в силу ряда причин, вновь вернулся на факультет. Но на кафедру электропривода и электрооборудования - там я работал доцентом, защитил докторскую диссертацию, работал профессором. В летний период 2007 года мне предложили должность зам.директора, а затем и директора ИДО. Не могу сказать, что я заранее видел себя в этой должности. Состоялось выдвижение двух кандидатов, из которых созданная комиссия выбрала мою кандидатуру. Мне сложно сказать, почему выбор пал именно на меня, возможно, одним из факторов явилось ожидание того, что новый человек в этой структуре (коим являюсь я) сможет привнести изменения и нововведения, соответствующие планам ректората\".
- Расскажите, пожалуйста, о ваших профессиональных планах.
- В данном случае, как никогда, уместен следующий принцип - сохранить и преумножить. Первостепенная задача - сохранить тот уровень, который создан: в институте организована высококачественная и профессиональная работа. Сфера деятельности ИДО постоянно расширяется, трудится работоспособный коллектив, хорошо подобран кадровый состав. Есть методисты, которые общаются с 2 тысячами студентами и более, тогда как по норме 450-600 человек.
Хотелось бы отметить важный момент - сейчас к образовательному процессу уже предъявляются новые требования. Студенты готовы к тому, чтобы использовать дистанционные методы обучения, современные технологии, интернет и т.д. В политехническом университете сейчас активно развивается научно-образовательно-информационная среда в связи с реализацией Инновационно-образовательной программы. На базе общеуниверситетского направления предполагается создание информационного портала знаний, который может стать технической основой использования дистанционных технологий обучения в различных формах образования. В своей педагогической практике я - свидетель того, что студенты активно используют компьютерную технику, например, курсовые работы студенты все чаще предпочитают сдавать на проверку в электронном виде. Сама жизнь нас подталкивает к использованию передовых технических средств и технологий обучения в политехническом университете в целом и в ИДО, в первую очередь. В институте дистанционного образования существуют свои проблемы. И понимать эту ситуацию - это одно, а организовать решение проблем - немного другое, так как возникает очень много организационных и других вопросов, происходят столкновения различных интересов. У нас нет собственных кафедр, мы привлекаем педагогов с других кафедр. А отсюда вытекает следующее - только педагогическим составом ИДО мы не сможем существенно поднять уровень применения дистанционных технологий для студентов ИДО, обучающихся вне филиалов. Сейчас предстоит решать проблемы комплексно: ИДО, на мой взгляд, должен выступать инициатором реформ, проводимых в этой области. Я полагаю, что в университете будет создан координационный совет по дистанционному обучению, в который войдут представители управления по информатизации университета, представители факультетов, учебных институтов, которые будут разрабатывать стандарты по информационным технологиям и определять направления развития университета в этой области. Всё должно развиваться системно, в этом процессе должны участвовать представители всех структур и подразделений, учебное управление, ректорат.
Также необходимо организовать обучение по использованию дистанционных технологий и средств для их реализации как студентов, так и самих преподавателей. Следует помнить, что очень многое зависит от преподавателя - если он сам не умеет и не желает использовать новые технологии и не спрашивает это со студентов - то, соответственно, студенты также ими активно не пользуются.
Кроме того, очень остро может встать финансовый вопрос, поскольку для комплексного решения задач развития ИДО требуются большие финансовые ресурсы. Поэтому, подчеркну еще раз, подход должен быть системным и понимание этого должно присутствовать на всех уровнях университета. Необходимо четко осознавать, что реализовать все идеи в полном объеме одномоментно невозможно, для этого потребуется время.
Повторюсь еще раз - если лаконично сформулировать задачи, то это, во-первых, сохранить традиции и опыт ИДО. Федоров Анатолий Федорович создал хорошую структуру, которая функционирует, выполняет поставленные задачи. И, во-вторых, конечно, приумножить достигнутое, особенно, в области дистанционных технологий обучения. Вторая установка является более сложной. Наряду с пониманием и ощущением большой ответственности присутствует желание работать, двигаться вперед. Очень радует тот факт, что коллектив нашего института должным образом настроен на предстоящую работу, понимает важность поставленных задач.
- Сергей Ильич, скажите, продолжите ли вы заниматься научной деятельностью?
- Да, я продолжаю руководить подготовкой аспирантов, сейчас решается вопрос о заключении договора на выполнение научно-исследовательской работы с Австралийской компанией. Однако для этого потребуется изыскивать дополнительные временные ресурсы.
В ТПУ работает вся семья нового директора ИДО. Сын Сергея Ильча, Олег Качин, - один из лучших и успешных студентов Томского политехнического университета, недавно стал обладателем стипендии Правительства РФ. Отвечать на вопрос о достижениях своего сына Сергей Ильич начал с гордостью и той особой теплотой в голосе, за которой угадывается отеческая любовь и забота. \"Олег, так же как и я, окончил ЭЛТИ, сейчас учится в аспирантуре, пишет диссертацию. На мой взгляд, наиболее значимое его достижение - обучение в Германии по направлению \"Машиностроение\". Олег был на тот момент единственным, кто полностью закончил этот сложный курс и получил степень бакалавра\".
- Сергей Ильич, вы человек суеверный?
- Я бы не сказал. Думаю, что многое будет зависеть от нас. От коллектива, и конечно, в том числе, от руководителя. Я не связываю наступивший високосный год с обязательными неприятностями, наоборот, многие оптимисты говорят, что добавляется один день - благодаря которому можно сделать еще больше! В студенческие годы билет под номером 13 мне всегда приносил удачу. Надеюсь, что то же самое произойдет и с високосным годом, и он окажется достаточно благоприятным.
Я бы хотел пожелать в наступившем году всем сотрудникам и студентам ТПУ успехов. Наш университет всегда ставит высокие планки, поэтому нужно много и плодотворно трудиться, чтобы достичь поставленных целей - и мы, в свою очередь, будем делать для этого всё от нас зависящее.
Елена КУЧЕРЕНКО.