К 80-летию доцента, ветерана труда Горбенко Владимира Тимофеевича
11 января 2008 года доценту кафедры \"Теоретическая и прикладная механика\" Томского политехнического университета, кандидату технических наук Горбенко Владимиру Тимофеевичу исполнилось 80 лет.
В.Т. Горбенко родился 11 января 1928 года в районном центре - селе Павлоградка Омской области в семье служащего. Отец - Тимофей Семенович, участник Первой мировой войны, всю жизнь проработал в сельском хозяйстве; с момента создания машинно - тракторных станций (МТС) в тридцатых годах и до их упразднения в середине пятидесятых работал директором МТС. Мать - Екатерина Григорьевна, как и другие женщины на селе, работала в колхозах и МТС. Владимир Тимофеевич был в семье третьим ребенком.
Родители постоянно были заняты трудом: отец - на МТС, мать - в поле или на лугу, а по дому управлялись старшие сестры, очень любившие брата. В таких семейных ситуациях даже трехлетние дети имеют свои посильные обязанности по дому, выполняя ту или иную работу. Вырастая в атмосфере любви и ласки старших, они становятся умелыми, трудолюбивыми и аккуратными во всем. Все это, заложенное в семье, стало чертой характера сегодняшнего юбиляра: Владимир Тимофеевич умел, трудолюбив и аккуратен во всем.
Старшие сестры - труженицы по дому и отличницы в учебе были для Володи всегда живым примером. Владимир Тимофеевич и сегодня с теплотой вспоминает своих родителей и сестер - старшую Антонину Тимофеевну, офицера государственной безопасности, ушедшую из жизни в двадцать пять лет, и среднюю Веру Тимофеевну, добросовестную труженицу, имевшую правительственные награды.
В 1935 году семилетний Володя Горбенко пошел в первый класс и, проучившись пять лет, дальнейшее обучение проходил не в своей сельской школе, а в других населенных пунктах, что связано с достаточно частыми переездами родителей: отца - Тимофея Семеновича, как опытного руководителя, умевшего создавать новые и налаживать работу уже созданных, но отстающих МТС, переводили из одного села в другое в пределах Алтайского края и Новосибирской области. За период обучения с шестого по десятый классы Володе Горбенко пришлось поучиться в семи школах. Ни в одном из сел, куда переезжали родители, не было школы с десятилетним образованием, поэтому приходилось учиться в соседних селах или рабочих поселках, где были десятилетки. За время такого обучения самое короткое расстояние до школы было в шестнадцать километров. Даже на такое \"короткое\" расстояние пешком каждый день в школу не походишь, и всякий раз наш ученик устраивался в соседнем селении к кому-то на квартиру. Так все пять лет ученик Володя Горбенко субботним вечером приходил в родительский дом, а воскресным возвращался на квартиру, чтобы продолжить обучение в школе. Труднее всего было ходить в осеннюю и весеннюю слякоть, а зимой на лыжах, если не в пургу, переходы давались легче. Такие путешествия были не безопасны: к концу войны на сибирских просторах развелось много волков, и были известны случаи гибели людей, в том числе, учителей и школьников от этих хищных стай. Здесь уместно отметить: к родителям школьник шел налегке, а возвращаясь от родителей на квартиру, он обязательно нес на себе продукты, чтобы было, чем питаться целую неделю. Вес поклажи составлял десять-пятнадцать килограммов. Основным продуктом питания во время войны была, конечно же, картошка, которой почему-то к пятнице не оставалось, а впереди была еще целая суббота.
Справедливости ради, следует выделить и приятную, романтическую особенность таких путешествий, сказавшихся на формировании личности нашего юбиляра: это было общение с природой. Проселочные дороги в Сибири чаще пролегают по живописным местам, радующим человека своей сезонной особенной красотой. На бессознательном уровне эта любовь оказывается следующей за любовью к родным и близким; это любовь к родным местам, \"…к весенней запевке скворца\", к матушке Природе. У Владимира Тимофеевича это чувство сохранилось по настоящее время, а выражалась эта любовь еще с детства увлечением охотой, рыбалкой, сбором грибов и ягод. Основная масса охотников - это не добытчики и губители природы, а, как ни парадоксально, люди, сберегающие природу. И автору этих строк всегда было приятно общаться на совместной охоте с юбиляром.
Возвратившись в последний день мая 1941 года в родительский дом на летние каникулы, после успешного окончания шестого класса, Володя Горбенко по-ребячьи счастливо суждено было прожить только двадцать два дня. Со дня начала Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года изменилась жизнь каждого человека нашей многострадальной страны - от старого до малого.
К середине июля 1941 года в деревнях и селах не осталось трудоспособных мужчин: они ушли защищать Отечество, а с середины июля начинается тяжелая, но очень необходимая для выживания сельчан сенокосная пора. За заготовкой кормов следовала уборка зерновых, овощей, картофеля, вспашка зяби, и так до середины октября. Занятия в школах в те годы начинались с середины октября. Весной 1942 года подростки уже были привлечены на вспашку и боронование полей, и так следовала череда сезонных работ до поздней осени и далее из года в год. Набираясь опыта, крепнув физически, молодежь становилась надежной поддержкой работающим старикам и женщинам. Известно, что в годы войны практически ни один колхоз Сибири не уменьшил сдачу государству сельскохозяйственной товарной продукции, а год от года увеличивал объемы сдаваемой продукции.
Большая часть тяжелых сельскохозяйственных работ выполнялась на лошадях, реже с применением техники - тракторов, автомобилей, стационарных двигателей внутреннего сгорания. Всем было очевидно, что использование техники заметно облегчает труд человека, повышает производительность и качество работ, поэтому отношение к людям, управляющим этой техникой, было особым, уважительным. В этих условиях большинство молодых парней, да и некоторые девчата на селе стремились становиться механизаторами: трактористами, шоферами, мотористами, станочниками, специалистами по ремонту техники. Володя Горбенко после окончания восьмого класса в 1943 году пошел в МТС, где занимался ремонтом техники под руководством опытных механизаторов - наставников, возвратившихся с войны по ранению.
Осенью 1943 года Володя уже работал штурвальным на зерноуборочном прицепном комбайне \"Сталинец-1\", полученный опыт закрепил в уборочную 1944 года. После уборки возил зерно на элеватор в качестве шофера на полуторке - ГАЗ-АА.
Уже в наше время правительство России наградило подростков, работавших в годы войны, и Владимиру Тимофеевичу Горбенко 19 февраля 1995 года была вручена медаль \"За доблестный Труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.\"
Успешно окончив десятилетку, Владимир Горбенко один год проработал школьным учителем. Но увлечение техникой взяло свое, и в 1946 году он поступает в Томский политехнический институт на механический факультет на специальность \"Двигатели внутреннего сгорания\", который оканчивает с отличием в декабре 1951 года. По предложению руководства факультета и института выпускник Горбенко В.Т. дает согласие на работу ассистентом на кафедре \"Прикладная механика\", где трудится и по сегодняшний день. В январе 2008 года стаж работы в нашем университете В.Т. Горбенко составит 57 лет.
Юбиляром пройдена известная последовательность служебных ступеней: ассистент, старший преподаватель, доцент. И каждую ступень параллельно и постоянно сопровождала общественная работа, и все эти дела им выполнялись основательно и добросовестно.
Научное направление жизнь определила очень трудоемкое. Кандидатскую диссертацию В.Т. Горбенко защитил по износостойкости тяжелонагруженных зубчатых передач горных машин. Из-за многофакторности процесса износа зубчатых передач корректных аналитических решений в мировой практике пока не удалось получить. Только длительные и трудоемкие экспериментальные исследования позволяют выявить кинетику процесса износа и дать рекомендации конструкторам по расчету таких передач. В.Т. Горбенко принимал участие в выполнении двенадцати хоздоговорных работ в качестве исполнителя или ответственного исполнителя.
За столь длительный период юбиляр освоил все основные дисциплины кафедры: грузоподъемные машины, детали машин, теория механизмов и машин, прикладная механика. Читал лекции, проводил практические и лабораторные занятия, руководил курсовым проектированием по всем указанным дисциплинам. Дисциплина \"Детали машин\" является последней, завершающей в цикле общеинженерных дисциплин и основательно опирается на предшествующую дисциплину - теория механизмов и машин (ТММ). Автору этих строк, обеспечивающему дисциплину “Детали машин и основы конструирования” у студентов специальности технология машиностроения машиностроительного факультета, приходится непосредственно пользоваться результатами труда юбиляра, и я утверждаю, что уровень умений и навыков, получаемых студентами у В.Т. Горбенко, высок и устойчив.
Еще в студенческие годы Володе Горбенко приглянулась голубоглазая студентка со специальности \"Сварочное производство\" - Маремьяна Лукина, с которой в феврале 1951 года они официально создали прекрасную семью, в которой позже появилась \"МИШАНИНА\" - это семейный шуточный каламбур, составленный из имен детей - Михаила и Нины. У трудолюбивых родителей выросли толковые дети. Дочь - Нина Владимировна, архитектор по специальности, в настоящее время руководитель группы специалистов в ООО \"Томскгражданпроект\". Сын - Михаил Владимирович, доцент кафедры \"Теоретическая и прикладная механика\" ТПУ, кандидат технических наук. Внучка - Марина Анатольевна по специальности архитектор, как и мама. Внук - Вячеслав Михайлович, еще школьник, и пока не ясно, продолжит ли династию Горбенко в ТПУ. В 2008 году общий стаж работы в ТПУ династии Горбенко составит 110 лет, в том числе, стаж Владимира Тимофеевича - 57 лет, Маремьяны Степановны - 36 лет и сына Михаила Владимировича - 17 лет. К сожалению, Маремьяне Степановне не суждено было дожить до этого юбилея Владимира Тимофеевича.
Считаю, что нам - бывшим сотрудникам бывшей кафедры \"Прикладная механика\", стоит сожалеть о том, что В.Т. Горбенко никогда не подавал документы на конкурсы для прохождения на должность заведующего этой кафедрой, хотя потенциальные возможности у такого претендента всегда были очень высоки. Нежелание вступать в борьбу за вакантное место было не слабостью показателей претендента, а отсутствием у юбиляра необходимых навыков борьбы за какое-либо лидерство в сообществе. На нежелании конкурировать сказались условия формирования личностных качеств в подростковый период юбиляра. Как отмечают педагоги-психологи, заметное формирование личностных качеств у подростков осуществляется в школе и во дворе, где происходят естественные состязания, противоборства, в которых и выявляется лидер, который знает, что он обязан соблюдать интересы своего сообщества. В свою очередь, каждый член такого сообщества защищен этим коллективом.
На вопрос в одной из известных песен: \"С чего начинается Родина?... \" следует ответ: \"С картинки в твоем букваре, с надежных и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…\". Смысловая притягательность этих слов в песне заключается в отображении очевидных и понятных явлений, происходящих в подрастающем коллективе: в соседнем дворе живут у молодого человека его надежные товарищи, которые, как уже было проверено в реальности несколько раз, не оставят его один на один с какой-то бедой или неприятностью, и ты, в свою очередь, никогда не сможешь бросить их в беде.
Нашему юбиляру пришлось сменить семь школ из-за частых переездов родителей, и это привело к тому, что он был вечным новичком, читай чужаком, как в школе, так и на улице. А чтобы стать своим среди подростков нужны не месяцы совместного общения, а годы.
В институтах и университетах лидерству, в том числе административному, специально не обучают. Но имеются же заведующие кафедрами, лабораториями, деканы, директора и т.д., которые в большинстве случаев прекрасно справляются со своими служебными обязанностями, а навыки лидера они приобрели, будучи еще школьниками.
Владимир Тимофеевич, получив отличное образование, является толковым исполнителем как основной, так и общественной работы, о чем говорят многочисленные почетные грамоты, дипломы и юбилейные медали.
Кроме медали \"За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.\" Владимир Тимофеевич награжден медалью \"Ветеран труда\", двумя юбилейными медалями: \"50 и 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.\" и областной юбилейной медалью \"400 лет Томску\".
Примите наши поздравления с замечательной датой, Владимир Тимофеевич!
Доцент кафедры \"Теоретическая и прикладная механика\"
Д.П. СНИГИРЁВ.