Как-то во время переживания ностальгии по ушедшим дням своей научно-педагогической молодости я стал перебирать сохранившиеся экземпляры газеты \"За кадры\", к редактированию которой был причастен в пятидесятые годы прошлого столетия. При просмотре встретил экземпляры, отдельные полосы которых были целиком посвящены тезисам публичных лекций, с которыми выступали перед сотрудниками ТПУ ученые нашего института и других вузов. Лекции были посвящены педагогике, психологии обучения, риторике, артистизму в преподавании и другим вопросам совершенствования педагогического мастерства. Я посещал их, и они оставили хорошее впечатление. Аудитории всегда были заполнены слушателями. Давно уже такие лекции не читаются.
Однажды в беседе с одним из своих коллег я сказал, что хорошо бы возобновить чтение таких публичных лекций. Он мне ответил, что совершенствование педагогического мастерства не входит в рейтинговую оценку деятельности преподавателей, кафедр, факультетов. И вряд ли преподаватели будут тратить время на прослушивание таких лекций в связи с занятостью. Если подойти формально, то мой коллега, в какой-то мере, прав, действительно, в рейтингах деятельности учебных подразделений ТПУ не значится графы \"Совершенствование педагогического мастерства\". Но в действительности в реальной жизни вуза значение такой деятельности трудно переоценить.
Высокий уровень педагогического мастерства лекторов способствует привитию студентам интереса к учебе и выбранной специальности, повышению уровня знаний, вовлеченности их в научную работу, сохранению контингента учащихся, снижению уровня их отсева. А это уже что-то значит для показателей деятельности преподавателей и кафедр. Здесь видим косвенное, опосредованное положительное влияние предлагаемой процедуры на рейтинговые оценки.
Следует учитывать при этом и особенности современного этапа жизни высшей школы, четко обозначенные тремя тенденциями: установлением двухуровневой системы обучения и выполнение инвестиционных образовательных программ; введением новых дисциплин, нередко приводящих к сокращению объема часов традиционных курсов. Отметим и уменьшение объема лекционных часов у некоторых дисциплин за счет перенесения их части на самостоятельную работу. Третья - стремление привлечь как можно больше студентов к научной работе; желание некоторых из них приобрести вторую специальность; необходимость подрабатывать во внеурочное время.
Перечисленные тенденции различной значимости требуют максимальной оптимизации учебной деятельности студентов, наиболее рационального и эффективного использования ими времени, отведенного на овладение знаниями во время учебы. В этих условиях не только сохраняется, но и возрастает роль лекции как ведущей формы вузовского обучения, несмотря на совершенствование и развитие технических средств обучения, дистанционного образования.. А реализация этой роли требует не только глубокой научно-методической проработки программ обучения и их содержания, но и фундаментальных знаний лектора, его широкого научного кругозора и высокого педагогического профессионализма в чтении лекций.
В этой связи вспоминаю один эпизод из своего участия в качестве члена научной делегации нашей страны на 24-й сессии Международного геологического конгресса, проходившего в 1972 году в Канаде. В беседе со своим канадским коллегой-профессором минералогом на тему преподавания и педагогического мастерства я от него услышал такие слова: \"Лектор должен так очаровывать своей лекцией студентов, как очаровывает йог очковую змею своей игрой на флейте\". Именно так очаровывал студентов профессор М.А.Усов своими лекциями по общей геологии, которые мне - студенту-первокурснику пришлось слушать в 1933 году вместе со своими товарищами.
Разумеется, что не каждой лекцией можно очаровывать слушателей, но у каждого лектора должно быть постоянное желание сделать лекцию не только максимально содержательной, проблемной и доходчивой, заставляющей думать и мыслить, но и увлекательной, оставляющей яркий эмоциональный след, западающей в душу, возбуждающей глубокий интерес к теме лекции и изучаемой дисциплине. А для этого лектору необходимо использовать весь арсенал знаний в области педагогики, психологии обучения, риторики и артистизма с целью глубокого эмоционального вовлечения слушателей в канву прослушиваемой лекции, способствующего максимальному восприятию студентами лекционного материала, запечатлеванию его в долговременной эмоционально-смысловой памяти и переживанию ими этого своеобразного очарования от прослушивания лекции. Этого умело достигал вышеупомянутый профессор М.А.Усов, демонстрируя высший пилотаж лекционного мастерства, к чему надо стремиться и чему надо учиться как молодым, так и зрелым лекторам.
Кафедра технической психологии проводит большую работу по повышению квалификации сотрудников нашего университета. Организована подготовка студентов и преподавателей по дополнительной образовательной программе \"Преподаватель высшей школы\". Форма обучения - очная. Срок обучения 1,5 года. По завершении обучения слушатели получают квалификацию \"Преподаватель высшей школы\". В эту программу включены учебные дисциплины с целевым назначением обучения слушателей педагогическому мастерству. Но на кратковременных же курсах по повышению квалификации такая проблематика не находит соответствующего отражения вследствие ограниченности времени прохождения курсов.
Такова реальная ситуация, требующая привлечения внимания научно-педагогического сообщества нашего университета к рассматриваемой проблеме. Следует учитывать и то обстоятельство, что качество лекционного преподавания в нашем университете обсуждается и в среде студентов. Хотелось бы, чтобы их оценки лекций всегда были высокими.
В связи с вышеизложенным, полагаю целесообразным возобновить в нашем вузе проведение цикла публичных лекций на тему \"Совершенствование педагогического мастерства\". Хотелось, чтобы мероприятия в этой сфере проходили с большим размахом, широким охватом слушателей различного возраста и углубленным проникновением в содержательную сторону проблемы. При этом представится возможность полнее использовать интеллектуальный потенциал сотрудников кафедры технической психологии для чтения лекций.
Томский политехнический университет среди политехнических вузов нашей страны занимает лидирующие позиции по многим показателям своей деятельности, готовит элитных специалистов. Он имеет все потенциальные возможности прославиться, и высоким уровнем педагогического мастерства своих преподавателей, доцентов, профессоров, что сделает наш вуз еще более привлекательным для абитуриентов. А к этому надо постоянно прилагать необходимые усилия.
Заслуженный профессор ТПУ А.БАКИРОВ.