Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Требует пристального внимания

24 марта в Томском политехническом университете прошло заседание Совета по воспитательной работе. Основными вопросами, стоящими на повестке дня, были: о состоянии воспитательной работы в учебных подразделениях университета и готовность к предстоящей аккредитации университета в марте 2010 года.

Члены Совета были подробно ознакомлены с итогами общего рейтинга по вопросам воспитательной и внеучебной деятельности по подразделениям, а также с результатами экспертизы учебных подразделений. Итогом обсуждения стал тот факт, что в ТПУ традиционно есть лидеры: ИМОЯК, ИММ, ЕНМФ, ИГНД.

Это учебные подразделения, на которые нужно равняться всем остальным. Большинство же подразделений у нас - \"середнячки\": многое у них делается, имеют место даже какие-то особенности, но складывается впечатление, что их все устраивает и за лидирующие позиции они бороться не хотят. К сожалению, есть у нас факультеты, которые в последние годы существенно сдали свои лидирующие позиции, например, ЭФФ. Но самую большую \"головную боль\" доставляют факультеты, занявшие последние позиции в общем рейтинге. С нашей точки зрения основной проблемой этих подразделений является \"особое отношение\" руководства к воспитательной и внеучебной деятельности, которое они так \"жарко\" всегда отстаивают. Наверное, каждый в нашей жизни имеет право на собственную точку зрения, это, в принципе, хорошо. Но мы работаем в федеральном вузе, который обязан выдерживать установленные стандарты и отвечать определенным требованиям. Не хотелось бы вновь напоминать о приказе Министерства образования о внесении изменений в перечень требований по аккредитации вузов РФ, в котором вопросам воспитательной работы уделено серьезное внимание. Но придется, ведь в марте 2010 года нам вновь предстоит пройти эту процедуру, и уже в гораздо более сложных условиях, нежели в 2005 году.

На заседании члены Совета были также ознакомлены с содержанием анкеты, которую уже в октябре 2009 года 10% студентов нашего университета предстоит заполнить, а результаты анкетирования войдут в материалы аккредитации вуза. Если внимательно посмотреть на анкету, то более 80% вопросов связаны с организацией воспитательной, внеучебной и социальной работы. Явно прослеживается социально-профилактическая направленность. Имеют место и вопросы, связанные напрямую с работой кураторов и их наличием в группе.

На заседании Совета также был заслушан вопрос о работе \"Института куратора\" в первом семестре 2008/2009 уч. года. Как выяснилось, здесь тоже есть у нас проблемы. Анкетирование студентов первого и второго курса, которое было проведено в преддверии Совета по воспитательной работе, выявило несколько проблемных зон. Во-первых, у нас вновь появились группы, где нет куратора, во-вторых, есть группы, где меняются кураторы, и не по одному разу за учебный год.

Естественно, в таких группах не может идти речь о полноценной работе по адаптации студентов младших курсов. Малую активность эти студенты проявляют в студенческом самоуправлении и университетских мероприятиях. Эти студенты страдают от отсутствия полноценной информации. Неэффективно ведется работа по профилактике асоциальных явлений в студенческой среде. В целом есть в подразделениях серьезные проблемы в самой системе организации кураторства.

Отсутствует мотивация к эффективной деятельности. Как правило, нет контроля со стороны администрации (деканов, директоров, заведующих кафедрами) за работой назначенных кураторов. Аттестация кураторов, если и проводится на кафедре, то без учета мнения студентов курируемой группы и старшего куратора подразделения. Планы работы кураторов и их отчеты заведующие кафедрами принимают и подписывают без визы старшего куратора. Опыт ряда вузов, с которым мы смогли ознакомиться на конференции по воспитательной работе, проходившей в стенах нашего университета в декабре 2007 года, показал, что стимулы и мотивации кураторской деятельности могут быть связаны не только с финансовой стороной вопроса. Хотя это тоже важная составляющая, тем более в условиях кризиса.

Обсудив состояние воспитательной, внеучебной и социальной работы в учебных подразделениях, члены Совета единогласно пришли к мнению, что необходимо в срочном порядке начинать усиленную работу в этом направлении. Тем более, что в ТПУ есть для этого все. Главное - это наличие взаимопонимания и участие в этом процессе всех структурных подразделений университета.

А то, что воспитательная работа необходима для студентов и в каких видах, ярко демонстрируют результаты, полученные в декабре 2008 года путем анкетирования студентов всех курсов с целью формирования \"Портрета студента ТПУ - 2008\". На Совете впервые были представлены вышеназванные материалы, в которых четко прослеживается тенденция увеличения заинтересованности студентов в воспитательной работе, они четко представляют направления этой работы и выделяют приоритетные. Подробно \"Портрет студента ТПУ - 2008\" будет представлен в следующем номере газеты.

К сожалению, время, отведенное для проведения Совета, не позволило нам рассмотреть все запланированные вопросы, и, по решению членов Совета, отчеты ТЭФ и ИЭФ о проделанной работе перенесены на расширенное заседание заместителей деканов и директоров институтов по воспитательной работе, которое состоится 31 марта 2009 года.

Руководитель Центра социальной работы,
секретарь Совета по воспитательной работе
О.А. НИКИФОРОВА