Обучаясь в Нежинской гимназии, Николай Гоголь имел немало претензий к своим учителям. В одном из писем к матери (март 1828 года) он сетовал на то, что \"утерял шесть лет даром в этом глупом заведении\", и следует удивляться тому, что здесь он мог все-таки немало узнать, чему он обязан \"совершенно одному себе\".
Ему не было и 25 лет, когда из-под его пера стали выходить шедевры отечественной литературы, исследовательские статьи о развитии мировой истории, о значении для человечества просвещения, науки, искусства.
Как глубокий психолог, знающий настрой молодежной аудитории - людей \"сильных впечатлений и энтузиазма\", с максималистскими запросами, он давал советы преподавателям, обучающим это молодое племя.
Рассказ профессора, - писал он, - должен дышать энтузиазмом, а его убеждения должны быть так сильны, так выведены из самой природы, так естественны, чтобы слушатели сами увидели истину еще прежде, нежели он укажет на нее. Каждая лекция профессора, считал Гоголь, должна иметь \"целость и казаться окончательною, чтоб в уме слушателей она представлялась стройною поэмою…\"
Полезны советы классика для ученых мужей, пренебрегавших лекторским искусством. Слог профессора, говорил Николай Васильевич, должен быть увлекательный, огненный…
Вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться.
Тогда не спасет его самая ученость. Основательны и актуальны размышления Н.В. Гоголя о науке, изложенные им в 40-е годы в \"Учебной книге словесности для русского юношества\" (при жизни писателя не была издана). Наука, писал он, у нас еще не разрабатывается как полное целое, еще не думают о совокупности ее в целое крепкое ядро. С надеждой и уверенностью обращается Николай Васильевич к лучшим умам России, способным решить эту задачу: \"Наука, окинувшая русским взглядом, всеозирающим, расторопным, отрешившимся от всех сторонних влияний (ибо русский отрешился даже от самого себя) непременно дойдет до своего высшего значения…\"
Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент кафедры истории и регионоведения.