Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Главные научные свершения у меня еще впереди...»

Преподавать так, чтобы студентам было интересно, чтобы хотелось самостоятельно заниматься исследовательской работой, самому постоянно открывать и создавать что-то новое - это и есть главные задачи настоящего преподавателя Томского политехнического. Именно так видит свою работу доцент кафедры электропривода и электрооборудования (ЭПЭО) ЭЛТИ Александр Савельевич Глазырин.

Окончив в 2000 году родную кафедру (тогда кафедра электропривода и автоматики) с красным дипломом, Александр Глазырин проработал год в должности ассистента, а затем поступил в очную аспирантуру, обучаясь в которой выиграл грант фирмы \"Шлюмберже\" по теме \"Система автоматического управления электромеханическими вибраторами\". Через три года защитил кандидатскую диссертацию и с 2005 года преподает в должности доцента. В том же году стал обладателем гранта Администрации Томской области по теме \"Разработка программного и алгоритмического обеспечения для электроприводов задвижек магистральных нефтепроводов\".

В прошлом году участвовал в конкурсе на грант Президента РФ, стал лауреатом Всероссийского конкурса \"Инженер года - 2008\" в номинации \"Инженерное искусство молодых\".

Сегодня Александр Савельевич ведет занятия по целому ряду дисциплин: \"Теория автоматического управления\", \"Силовые преобразователи электрической энергии\", \"Физические основы электроники\", \"Элементы систем автоматики\", \"Математическое моделирование электромеханических систем\" и другие. Много времени уделяет методической работе. В прошлом году А. Глазырин в соавторстве с другими преподавателями кафедры подготовил к публикации два учебных пособия по курсу \"Методы и средства автоматизации профессиональной деятельности\", также по данному курсу разработан электронный учебник. Им подготовлено к печати учебное пособие по курсу \"Аналитические методы математического моделирования\", в планах пособие из двух частей по \"Элементам систем автоматики\" с грифом УМО.

Доцент Глазырин признался, что написание пособий отнимает немало времени, а еще есть и организационная работа. С сентября 2007 года он назначен помощником заведующего кафедрой по научной работе со студентами и молодыми учеными. Александр Савельевич не только проводит научные семинары с аспирантами, руководит дипломными работами бакалавров, магистров и инженеров, но и участвует в организации и проведении конференций. В частности, руководит одной из секций на ежегодной региональной научно-практической студенческой конференции \"Электротехника, электромеханика и электротехнологии\" и второй год отвечает за проведение университетского конкурса рефератов в рамках \"Недели НИРС в ЭЛТИ\". В прошлом году под руководством А. Глазырина около десяти студентов получили дипломы различной степени. Помимо этого он не первых год принимает участие в выездной отборочной комиссии в городе Закаменске (Республика Бурятия), откуда ежегодно привозит медалистов. В числе набранных им абитуриентов сегодняшняя третьекурсница, отличница учебы и начинающий исследователь Юлия Бутина.

Не осталась в стороне и научная деятельность. Александр Глазырин продолжает исследовательскую работу в области электромагнитных вибраторов. Только в 2008 году им опубликовано более двадцати работ, включая три статьи в центральной печати по списку ВАК (журнал \"Проблемы энергетики\") и одну в \"Технiчна електродинамика\" (Киев, Украина).

Также в прошлом году доцент кафедры ЭПЭО получил положительное решение на выдачу патента РФ на \"Устройство для управления электромагнитными вибраторами\". Как пояснил Александр Савельевич, речь идет о разработке системы питания и автоматического управления электромагнитными преобразователями.

Их применение заключается в том, чтобы повысить энергетические показатели вибрационного преобразования. Вибрационные преобразователи представляют собой электромагнитные вибраторы, воздействующие в основном на жидкую среду с целью ее разжижения или перемешивания. Это, в частности, касается нефтепродуктов, их транспортировки. После вибрационной обработки среда из вязкой нефти на какое-то время приобретает более жидкое состояние, что позволяет транспортировать нефть.

Устройство, созданное Александром Глазыриным, пока ждет своего производственного внедрения, автор уверен в его перспективности, но это потом. Сейчас необходимо наработать методический материал, получить аттестат доцента в ВАК, а в планах уже поступление в докторантуру и защита докторской диссертации. Уже и тема определена - \"Системы управления электромагнитными вибраторами с повышенными энергетическими показателями\".

- Александр Савельевич, скажите, что Вас привлекло в науку?

- Как и многие другие студенты, начал заниматься исследовательской работой на старших курсах. Прошел преддипломную практику по своей тематике в \"Геофите\" (ныне это подразделение \"Шлюмберже\"), защитил диплом на \"отлично\". Было несколько вариантов распределения, но выбрал кафедру. Определиться помог сегодняшний заведующий, тогда доцент кафедры Ю.Н. Дементьев. Он сумел заинтересовать и увлечь наукой, я постепенно влился и в исследовательский процесс, и в педагогический. Сейчас сам стараюсь привлекать талантливых студентов к научной работе. Очень рад, что сумел заинтересовать когда-то студента, а сегодня нашего аспиранта Сергея Цурпала. У нас есть несколько совместных научных работ, я помогаю ему с диссертацией и надеюсь, что в конце этого года он уже защититься. Недавно начал работать с еще одним перспективным студентом Кириллом Афанасьевым. Он участвовал в подготовке пособия по курсу \"Математическое моделирование электромеханических систем\", сейчас готовится к выступлению на конференции \"СТТ-2009\".

- Ваше отношение к преподавательской деятельности и науке: что Вам ближе?

- Конечно, мне нравится заниматься преподавательской работой. Если занимаешься каким-то делом, и это тебе не нравится, то работа превращается в мучение, а мне мое дело доставляет удовольствие: я преподаю предметы, в которых очень хорошо разбираюсь, и которые пересекаются с тем, что мне требуется для научной деятельности. Радость от преподавания получаешь тогда, когда заинтересуешь студентов, когда они сами начинают искать новые вариант решения проблемы, проявляют инициативу, а это уже элемент исследования. С точки зрения чистой науки, находить людей, которые способны к исследованиям, удается редко, надо, чтобы у человека была склонность. Я, например, всегда любил самостоятельно искать что-то новое, мог часами рыться в книгах, размышлять над проблемой, научился решать задачи по этапам - от простого к сложному. Все это помогает в достижении поставленной исследовательской цели. И я надеюсь, что главные научные свершения у меня еще впереди!

Лариса БОГОМАЗОВА.