Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Юные исследователи - российской науке и технике

Десятая межрегиональная конференция-конкурс исследовательских работ старшеклассников состоялась 26-27 марта 2009 года в Томском политехническом университете. Свои работы на форум юных исследователей привезли 240 представителей 7-8-10-11 классов городских и районных школ, лицеев Томской, Кемеровской областей, Алтая, Красноярского края, Республики Хакасия. Основными организаторами события стали Муниципальное образовательное учреждение лицей при ТПУ и Центр довузовской подготовки ТПУ.

С приветственным словом к участникам обратились проректор по учебной работе ТПУ, профессор Е.Г. Язиков, ответственный секретарь Центральной приёмной комиссии Б.Е. Кадлубович, директор Центра довузовской подготовки Г.Ю. Тихонова.

Работа была организована в рамках “круглого стола” и по секциям: \"Физика и технический прогресс\"; \"Химия и её применение\"; \"Математика и её применение\"; \"Охрана окружающей среды\". Диапазон представленных исследований достаточно широк. Некоторые презентации были подготовлены в содружестве и под руководством преподавателей Томского политехнического университета.

Вот примеры докладов, озвученных на секциях:

  • \"Исследование оптико-электронной системы приёма-передачи информации, реализованной на цифровых устройствах\" - О. Балашова, 10 класс, лицей при ТПУ (руководитель - М.В. Тригуб, инженер кафедры ПМЭ ЭФФ);
  • \"Хроматографический анализ чёрной краски фломастеров\" - Н. Ремнёва, 8 класс, Томская область (учитель Т.А. Дубок);
  • \"Теория прямой и обратной функциональной зависимости\" - К. Арышева, 11 класс, Кемеровская область, Анжеро-Судженск (учитель математики О.Н. Янченко);
  • \"Изучение состояния заболеваемости туберкулёзом жителей Асиновского района\" - Е. Бабинцев, Дом детского творчества, Томская область, Асино (педагог дополнительного образования В.Н. Пирогов) и др.

В первый день работы в одном из залов Международного культурного центра состоялась лекция для руководителей проектов на тему \"Организация исследовательской деятельности школьников\" (докладчик - председатель оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, кандидат психологических наук А.В. Леонтович).

Для справки: Общероссийская общественное движение творческих педагогов \"Исследователь\" создано два года назад. Задача - повышение уровня исследовательской культуры как учителей-руководителей проектов школьников, так и самих учащихся с тем, чтобы в дальнейшем эти навыки получили реализацию в профессиональной деятельности. Сейчас в 51 субъекте РФ действуют региональные отделения движения, идёт целенаправленная работа.

Как отмечают наблюдатели, в Томской области имеет место неформальная связка высшей школы и \"предуниверсария\", это - важно и своевременно. Но необходимо участие и координация действий, так сказать, \"в горизонтальном срезе\" - на уровне России, между регионами.

Пока же на сегодня (и не только применительно к Томску) всё держится на первичном уровне, то есть: на инициативе учителей школ и преподавателей вузов, нередко при отсутствии поддержки муниципальных и областных образовательных структур.

И вместе с тем, есть \"томский опыт\", предварительные итоги которого (на примере межрегионального конкурса) подвёл председатель президиума центрального совета Общероссийского движения творческих педагогов \"Исследователь\" Александр Владимирович Леонтович:

- Конференция очень хорошего уровня: по количеству и качеству представленных работ, организации межведомственного сотрудничества между Томским политехническим университетом, Департаментами образования разных уровней, региональными образовательными структурами и по другим параметрам.

Уверен, что в глазах участников и организаторов это событие получило довольно высокий оценочный статус. Чёткая программа, достаточно качественная проработка экспертами была представлена на секциях - всё это очень важно для рождения исследовательского интереса у наших юных коллег.

Мне кажется, что все отметили безусловное присутствие университетских научно-исследовательских традиций. Это очевидное и заметное преимущество по отношению к тем регионам, где вузы значительно более молоды.

Если рассматривать образование как некий инструмент передачи поколению молодых высоких цивилизационных ценностей, то в числе первых из довольно широкого круга, на мой взгляд, - это желание жить и обустраивать землю, на которой ты родился!

Записал О.Н. Плотников.