Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Плюсы и минусы зарабатывания баллов

Закончились новогодние праздники. Им на смену пришли суровые будни, а вместе с ними и зимняя сессия. В коридорах Томского политехнического не слышно привычного веселого смеха. Студенты собираются небольшими группами: обсуждают предстоящий экзамен, дают друг другу советы или делятся шпаргалками с одногруппниками. Все в напряжении – закончился очередной семестр и гонка за баллами. Кто-то уже получил \"автомат\", к которому стремился, начиная с 1 сентября, а кто-то укоряет себя за упущенные возможности, за то, что проспал контрольную или вовремя не сдал домашнее задание. Да, количество набранных баллов и \"автоматы\" волнуют сейчас большую часть политехников.

Чтобы узнать, как проходит зимняя сессия 2006-2007, что думают преподаватели и студенты о рейтинговой системе, и в какой форме легче сдавать экзамены, корреспонденты газеты \"За кадры\" отправились по корпусам ТПУ.

Во втором корпусе достаточно оживленно. Все подоконники и лавочки заняты: студенты учат химию. Вот из-за двери малой химической аудитории показался улыбающийся молодой человек.

Ростислав Романовский, 3 курс ХТФ:

- Вот получил пятерку по \"Органической химии\". Не самый сложный экзамен, но все равно приятно. \"Автоматов\" у нас не ставят. Только если есть призовое место в олимпиаде. Вообще рейтинговая система университета, на мой взгляд, спорная. С одной стороны, она имеет свои плюсы. Хорошо, что приходится в семестре работать, баллы зарабатывать. Но с другой стороны, у нее есть и минусы. Например, можно прекрасно знать предмет и претендовать на отличную оценку, но при этом иметь мало баллов. В результате могут возникнуть проблемы с некоторыми преподавателями, которые не смотрят на то, как ты знаешь предмет на экзамене, а смотрят, сколько баллов набрано за семестр. Эти баллы могут не отражать действительность, потому что они зарабатываются за выполнение домашних работ, которые могут быть списаны или заказаны. В итоге баллов много, и хотя человек знает недостаточно, ему ставят 4 или 5, как будто он работал в семестре. Конечно, многое зависит от преподавателя, как он сам относится к этой системе, потому что много баллов не всегда означает, что человек умный и знающий предмет.

Идем дальше. В следующей аудитории тоже сдают химию. Экзамен принимает доцент кафедры органической химии и технологии органического синтеза Сарычева Тамара Александровна:

- К рейтинговой системе у меня отношение двоякое. Она, конечно, стимулирует добросовестных студентов на то, чтобы они набирали баллы в семестре и занимались хорошо. На экзамене, конечно же, учитывается и то, как студенты в семестре работали, ну и самое главное, как они сдали экзамен. Но эта система не работает в полную силу, потому что есть студенты, которые по рейтингу имеют 0, но деканат их допускает к экзамену. По поводу \"автоматов\" могу сказать следующее. Мы проводили эксперимент на кафедре: часть студентов получила экзамен \"автоматами\", а часть сдавала экзамен. Когда студенты вернулись после каникул, мы им на первом или втором занятии устроили проверку остаточных знаний. Оказалось, что у тех, кто сдал экзамен, знания сохранились намного лучше, чем у тех, кто получил “автомат”. Поэтому автоматически на нашей кафедре оценки не ставят, исключения составляют победители олимпиад.

Продолжаем прогулку. Следующим на нашем пути стал учебный корпус №3. Здесь сдают экзамен по физике студенты второго курса ЭТО.

Антон Епихин, 2 курс ЭТО:

- Я еще не сдавал, но надеюсь, все будет хорошо. Нам, студентам ЭТО, \"автоматы\" ставят редко. В принципе, рейтинговая система желательна, потому что, когда есть возможность и стремление получить \"автомат\", студент больше напрягается в течение семестра, его работоспособность повышается, эффективность больше. Когда есть рейтинг, начинаешь стараться повышать свой уровень, работаешь в течение семестра, материал лучше запоминается. Конечно, хотелось бы, чтобы больше \"автоматов\" ставили.

Сивов Юрий Александрович, доцент кафедры теоретической и экспериментальной физики:

- Я считаю, что “автоматы” нельзя ставить, и я сам этого не делаю. Когда студент сдает экзамен, его знания обобщаются. Я учитываю баллы, полученные студентом в течение семестра, и добавляю к ним полученные на экзамене (максимум 200 баллов). Но если экзамен сдается плохо, то я отдаю предпочтение экзамену, а не баллам. Даже если студент набрал в семестре 800-850 баллов, а на экзамене ответил на двойку, то эти баллы не имеют никакого значения. Рейтинговая система, безусловно, стимулирует студентов на текущую работу.

Из третьего корпуса отправляемся в восьмой. Здесь в просторной 301-й аудитории пишут экзамен студенты 2-го курса ЭЛТИ. Экзамен принимает профессор Пивоваров Юрий Леонидович. Два ассистента наблюдают за соблюдением регламента.

Юрий Леонидович:

- Система оценки знаний студентов ЭЛТИ работает третий год, наша кафедра \"Теоретической и экспериментальной физики\" тоже принимала участие в разработке этой системы в соответствии с европейскими требованиями. Студенты набирают 60 баллов в семестр, и 40 баллов остается на экзамен, который сдается в письменной форме. Полученные баллы суммируются и выводится оценка. Я считаю письменную форму сдачи более объективной. На экзамен отводится примерно три часа. За это время студент успевает ответить на теоретические вопросы, решить несколько задач различной сложности - все это позволяет объективно оценить знания. Личностный фактор здесь не влияет, поскольку по требованиям этой кредитно-рейтинговой системы ответы на экзамене шифруются, проверяют их независимые эксперты, а не преподаватель.

Ольга Валерьевна, ассистент кафедры \"Электропривода и электрооборудования\" ЭЛТИ:

- Я считаю, что рейтинговая система полезна, так как она позволяет студентам адекватно оценить свое положение, свои знания в группе, то есть студент может посмотреть, как он выглядит на фоне остальных, может проследить динамику своего развития в течение семестра. А если студент затратил определенное количество времени, получил нужные баллы, то ему можно поставить оценку автоматически. Что касается формы сдачи экзамена, то и в устной, и в письменной есть свои плюсы и минусы. Но студентам надо нарабатывать навыки общения, коммуникации для сдачи дипломных проектов, для установления каких-то связей. Только письменная проверка знаний не развивает навыки речевого общения и не обогащает словарный запас по предмету. Конечно, письменный экзамен подразумевает большую объективность и безликое отношение к студенту. С этой стороны, конечно, письменный экзамен - хорошо. Хотя и здесь есть свои недостатки. Студенты часто полагаются на списывание. Современная техника позволяет копировать шпаргалки, но содержание у них одно и тоже. Поэтому сразу можно выделить тех, кто пользуется заготовленными ответами.

Интересно, что думают по поводу письменной сдачи экзамена сами студенты?

Борисенко Иван, 2 курс ЭЛТИ:

- И у письменной, и у устной форм сдачи экзаменов есть свои плюсы и свои минусы. Лично для меня легче сдавать экзамен письменно, эта форма для меня привычнее. В устной беседе преподаватель иногда может помочь или направить студента, но может и наоборот завалить. Рейтинговая система? Мне она помогает - стимулирует и повышает работоспособность. Нам \"автоматы\" не ставят, но я считаю эту систему объективной. Если студент хорошо поработал в семестре и набрал большое количество баллов, ему можно поставить пятерку.

Не обошли мы своим вниманием и инженерно-экономический факультет. В деканате ИЭФ нас встретила заместитель декана Фролова Галина Николаевна:

- Наша система рейтинга предусматривает, что каждый преподаватель в зависимости от того, как он считает нужным, разбивает 1000 баллов на семестр. Рейтинг стабилизирует студентов и дает им импульс к успешной сдаче экзаменов и зачетов. Ребята приходят в деканат, смотрят свой рейтинг, интересуются, кто сколько набрал, выясняют, кто лучше знает предмет. Рейтинг особенно важен по иностранному языку. Он подстегивает студентов. Хотя с другой стороны, бывают проблемы. Но, в общем, я считаю рейтинг важным, особенно для первокурсников. И для нас он не менее важен, поскольку всегда можно посмотреть успеваемость студентов. Я считаю, что на нашем факультете \"автоматы\" должны быть, потому что мы набираем в основном медалистов, а они уже изначально учиться умеют. Если студент все посещал, все знает, то ему можно ставить \"автомат\".

За комментариями мы обратились к тем, кто еще только знакомится с рейтингами и \"автоматами\" - к первокурсникам ИЭФ.

Пудовкин Стас, 1 курс ИЭФ:

- Только что сдал высшую математику на \"отлично\"! Очень рад. Как отношусь к рейтингу? Положительно. Это лучше, чем в школе. На эту систему легче настроиться и учиться. Нам ставят “автоматы”, и это мне больше нравится, чем школьная пятибалльная система. Работать на баллы интереснее.

Азеев Николай, 1 курс ИЭФ:

- В принципе, балловая система на некоторых предметах работает хорошо, а на некоторых, я бы сказал, не очень. Поскольку есть преподаватели, которые ставят экзаменационные оценки, судя по балловой системе, рейтингу за семестр. Если ты плохо готовился в течение семестра, а на экзамен все выучил и ответил хорошо, то тебе все равно ставят \"тройку\". Но в принципе система хорошая. А вот к \"автоматам\" отношусь хорошо, получил парочку.

Мы заглянули и в 19-й корпус на письменный экзамен по алгебре к первому курсу АВТФ. Ребята уже заканчивали писать и начали сдавать ответы.

Иван Евтух, 1 курс АВТФ:

- Письменный экзамен гораздо легче сдавать, потому что у некоторых возникает страх только оттого, что надо подойти к преподавателю и общаться с ним. Преподаватель может спросить все, что угодно, и вы не будете готовы к этому. А когда все письменно, вы изложили на листе свои мысли как хотели, и все. А \"автоматы\" нам не ставят. Нам сказали первые два года на это даже не рассчитывать. Конечно, ставить или не ставить \"автомат\" зависит от отношения преподавателя к этому вопросу. Думаю, что среди студентов есть те, кто зарабатывает \"автоматы\" честным трудом.

Валерия Владимировна помогает принимать экзамен по \"Алгебре и аналитической геометрии\" и одновременно делится своим мнением о рейтинговой системе и письменных экзаменах:

- Вообще я согласна с политикой, которую ведет Томский политехнический. Рейтинговая система, с одной стороны, может показаться ненужной, но с другой стороны, она является стимулом для студентов. Быть лучшим, стараться учиться, выделиться – для каждого человека - это, в какой-то мере, значимо. К \"автоматам\" нужно подходить индивидуально. Но я считаю, что если студент полностью выкладывался в течение семестра, то он заслуживает поощрения, и таким поощрением может служить \"автомат\". Что касается формы сдачи экзамена, можно сказать, что нужна золотая середина. Нужно как-то оценить и письменную работу студента, но также все знания подтверждаются на словах. То есть, если студент может объяснить то, что он написал и логически выстроить свои знания, то я считаю, что оценка будет более объективна. Мы все знаем, что существуют различные приемы списывания. Поэтому знания студентов следует оценивать и письменно, и устно.

На обратном пути в редакцию мы заглянули и в корпус № 4. Экзамены, которые начались с утра, уже практически везде закончились. Но нам удалось побеседовать с доцентом ТЭФа Коноваловой Лидией Степановной:

- Рейтинговая система полезна в том случае, если она разработана самим преподавателем и помогает ему организовывать систематическую, добросовестную, своевременную работу в семестре. На основании рейтинга проставляются ежемесячные аттестации, и это очень нужно. А вот итоговый рейтинг никому у нас в университете не нужен, потому что он дальше нигде не учитывается. Сегодня в университете нет разработанной системы рейтинга, нет учета его результатов. Я своей системой рейтинга успешно пользуюсь более 10 лет. Она достоверно оценивает работу каждого студента, стимулирует его на работу в семестре и является основанием для постановки автоматов. Для несогласных с оценкой рейтинга всегда есть возможность сдавать экзамен или зачет.

Можно сказать, сколько людей, столько и мнений. Тем не менее, практика показывает, что рейтинговая система устраивает далеко не всех. Преподаватели часто жалуются на то, что деканаты допускают студентов к сессии, несмотря на отсутствие баллов. А работники деканатов говорят, что преподаватели не выставляют текущий рейтинг и не учитывают его на экзаменах. Хотя и те и другие признают, что рейтинг стимулирует студентов.

Что касается самих учащихся, то они все без исключения обеими руками за \"автоматы\" и за сессию без проблем. Пожелаем всем студентам-политехникам удачной сдачи всех экзаменов и отличных каникул.

Фоторепортаж подготовили Лариса ХВОРОВА и Юрий ГОРЧАКОВ.