В наступающем, 2007-м году, исполняется 170 лет со дня гибели гения России - Александра Пушкина. Время не отдаляет его от нас, а знакомство с письмами, дневниками поэта и его друзей позволяют воспринимать наших соотечественников прошлого как самых близких современников.
Среди многочисленных и довольно \"пикантных\" житейских проблем пушкинского круга - деньги, которых постоянно не хватало, при том, что когда-то они \"имели место быть\", их проматывали, проигрывали, раздаривали, одалживали и т.п. В только что наступившем 1831 году Александр Сергеевич сообщал своему другу, издателю Петру Плетневу: \"Я женюсь в сем месяце, полгода проживу в Москве... Кабы я не был ленив, да не был жених, да не был очень добр, да умел бы читать и писать, то я бы каждую неделю писал бы... Деньга, деньги: вот главное, пришли мне денег. И я скажу тебе спасибо...\"
Спустя недели две после этого послания Пушкин снова напоминает Петру Александровичу о своих проблемах: \"Через несколько дней я женюсь, заложил я моих 200 душ, взял 38000..., 11 - тёще - пиши пропало, 10 - Нащокину для выручки его из плохих обстоятельств, остается 17 на обзаведение и житие годичное... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии... Делать нечего, придется печатать мои повести...\"
Заняться вплотную мемуарами для заработка денег советовал Александр Сергеевич своему другу Павлу Нащокину, бывшему гвардейскому кавалерийскому офицеру, успевшему промотать ко времени женитьбы друга и очередного своего брака громадное родовое имение, раздарить деньги художникам и артистам.
С сочувствием и юмором к этому доброму, образованному человеку писал поэт своей невесте Натали: \"С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет - угла нет свободного - что делать?... Денег у него нет, кредита нет, время идет\".
Собрал все-таки друг Александр другу Павлу 2 тысячи рублей, извиняясь при этом за свою несостоятельность. Посодействовав женитьбе Нащокина, влюбленного так, что от мучения не было спасения, дух замирал, и голова горела\", Пушкин радовался его счастью и своему. В одном из январских посланий к Павлу Войновичу он писал:\"Желал бы взглянуть на твою семейственную жизнь и ею порадоваться. Ведь и я ... имел влияние на решительный переворот твоей жизни. Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться... Говорят, что несчастие - хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному, какова твоя, мой друг, какова и моя,,,\"
Галина ЯЛОВСКАЯ.