Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Do you speak English?» Ответ утвердительный

Современные школьники прекрасно понимают, что иностранный язык является не столько объектом изучения, сколько средством коммуникации и, следовательно, залогом успешности в будущей профессиональной деятельности.

Изучение иностранного языка – процесс долгий и кропотливый. Ни одни специалист не сможет вам пообещать скорого результата, и даже экспресс-методы Эллоны Давыдовой уже не являются приманкой для «ленивых». Специалисты считают, что учить язык стоит начинать с детского возраста, поэтому кафедра иностранных языков Института кибернетики делает акцент на подготовку школьников, тем самым готовит себе будущий контингент студентов, способных взаимодействовать на иностранном языке и быть готовыми использовать язык как инструмент получения специальных профессиональных знаний.

Организовать обучение школьников и заинтересовать их непросто. Для подросткового возраста необходимы специальные условия формирования учебной мотивации. Именно поэтому преподаватели кафедры сделали ставку на использование информационных технологий в образовательном процессе, что целиком и полностью соответствует профильному направлению института. И не ошиблись.

Заведующая языковым центром Татьяна Бутакова говорит: «Мы считаем необходимым помочь молодым людям определить жизненные приоритеты, оценить значимость иностранного языка в современной жизни и поэтому готовы заинтересовать их инновационными методами обучения, что подразумевает использование интерактивных форм, технических средств, мультимедийных материалов и пр.»

В процессе обучения преподавателями используются учебные материалы и электронные ресурсы ведущих британских издательств, но трудность заключается в том, что вы не найдете готового продукта, поэтому часто преподавателям приходится осуществлять кропотливый процесс адаптации или создавать собственные образовательные ресурсы, в том числе и электронные.

А это процесс многоэтапный и требует не только лингвистических знаний, но и участия технических специалистов. Ведь найти соответствующий материал – это только половина дела, необходимо выделить значимый эпизод, сократить длительность трансляции, предусмотреть возможность повторного просмотра и навигации. Для реализации этого применяются приёмы конструктивного монтажа, что позволяет делать «нарезку» из аутентичных фильмов или эпизодов, прозвучавших на каналах BBC, TED.com или YouTube. Тематика эпизодов может быть самая разнообразная: собеседование при устройстве на работу, проблемы школьной жизни, экскурсия по городу, музыка и искусство – в общем, весь жизненный спектр! Эпизод не должен быть велик по времени. Хотя при этом коротенькая минута будет полностью моделировать реальную жизненную ситуацию, которая озвучивается и поддерживается визуально.

Интерес к изучению языка может быть заложен и в подборе тем. В обязательном порядке оттачиваются темы знакомства и путешествий, несмотря на то, что они «затёрты», но при этом востребованы, а значит, актуальны. Безусловно, современный человек должен знать традиции Великобритании, особенности её климата, географическое положение и пр. Но не менее интересны пристрастия и культура европейцев, традиции азиатских стран, особенности ведения бизнеса Востока и Запада. Обязательно в обсуждении тем должен лежать интересный факт не только с языковой точки зрения, но и с точки зрения расширения кругозора школьников.

Группы формируются именно по уровню владения иностранным языком. Людмила Дубакова, координатор по сотрудничеству Института кибернетики и томских школ, считает, что приглашать в языковую группу учеников из одной школы, и тем более одного класса, более эффективно, в силу того, что важно при альтернативном обучении поддерживать связь с учителем, что помогает определить потребности ребят, их слабые стороны в знаниях. К тому же, в окружении знакомых людей процесс адаптации к университетской обстановке проходит гораздо быстрее, и результат не заставляет себя долго ждать.

Для юных «студентов» стало обязательным участие в различных мероприятиях – викторинах, конкурсах и тематических праздниках. Это их своеобразный отчёт о проделанной работе. Хотя, с другой стороны, им не перед кем отчитываться, ведь обучение на курсах – выбор самих слушателей и их родителей. Они и только они заинтересованы в получении знаний. По окончании курсов каждый слушатель обязательно проходит тестирование, что позволяет оценить успехи ребят и уровень полученных знаний.

Кафедра гордится результатами своей работы: слушатели посещают языковые курсы не один год, успешно сдают экзамен ЕГЭ по английскому языку и даже выбирают иностранный язык в качестве своей будущей специальности. И на вопрос: «Do you speak English?» всегда отвечают только утвердительно.