Современные школьники прекрасно понимают, что иностранный язык является не столько объектом изучения, сколько средством коммуникации и, следовательно, залогом успешности в будущей профессиональной деятельности.
Изучение иностранного языка – процесс долгий и кропотливый. Ни одни специалист не сможет вам пообещать скорого результата, и даже экспресс-методы Эллоны Давыдовой уже не являются приманкой для «ленивых». Специалисты считают, что учить язык стоит начинать с детского возраста, поэтому кафедра иностранных языков Института кибернетики делает акцент на подготовку школьников, тем самым готовит себе будущий контингент студентов, способных взаимодействовать на иностранном языке и быть готовыми использовать язык как инструмент получения специальных профессиональных знаний.
Организовать обучение школьников и заинтересовать их непросто. Для подросткового возраста необходимы специальные условия формирования учебной мотивации. Именно поэтому преподаватели кафедры сделали ставку на использование информационных технологий в образовательном процессе, что целиком и полностью соответствует профильному направлению института. И не ошиблись.
Заведующая языковым центром Татьяна Бутакова говорит: «Мы считаем необходимым помочь молодым людям определить жизненные приоритеты, оценить значимость иностранного языка в современной жизни и поэтому готовы заинтересовать их инновационными методами обучения, что подразумевает использование интерактивных форм, технических средств, мультимедийных материалов и пр.»
В процессе обучения преподавателями используются учебные материалы и электронные ресурсы ведущих британских издательств, но трудность заключается в том, что вы не найдете готового продукта, поэтому часто преподавателям приходится осуществлять кропотливый процесс адаптации или создавать собственные образовательные ресурсы, в том числе и электронные.
А это процесс многоэтапный и требует не только лингвистических знаний, но и участия технических специалистов. Ведь найти соответствующий материал – это только половина дела, необходимо выделить значимый эпизод, сократить длительность трансляции, предусмотреть возможность повторного просмотра и навигации. Для реализации этого применяются приёмы конструктивного монтажа, что позволяет делать «нарезку» из аутентичных фильмов или эпизодов, прозвучавших на каналах BBC, TED.com или YouTube. Тематика эпизодов может быть самая разнообразная: собеседование при устройстве на работу, проблемы школьной жизни, экскурсия по городу, музыка и искусство – в общем, весь жизненный спектр! Эпизод не должен быть велик по времени. Хотя при этом коротенькая минута будет полностью моделировать реальную жизненную ситуацию, которая озвучивается и поддерживается визуально.
Интерес к изучению языка может быть заложен и в подборе тем. В обязательном порядке оттачиваются темы знакомства и путешествий, несмотря на то, что они «затёрты», но при этом востребованы, а значит, актуальны. Безусловно, современный человек должен знать традиции Великобритании, особенности её климата, географическое положение и пр. Но не менее интересны пристрастия и культура европейцев, традиции азиатских стран, особенности ведения бизнеса Востока и Запада. Обязательно в обсуждении тем должен лежать интересный факт не только с языковой точки зрения, но и с точки зрения расширения кругозора школьников.
Группы формируются именно по уровню владения иностранным языком. Людмила Дубакова, координатор по сотрудничеству Института кибернетики и томских школ, считает, что приглашать в языковую группу учеников из одной школы, и тем более одного класса, более эффективно, в силу того, что важно при альтернативном обучении поддерживать связь с учителем, что помогает определить потребности ребят, их слабые стороны в знаниях. К тому же, в окружении знакомых людей процесс адаптации к университетской обстановке проходит гораздо быстрее, и результат не заставляет себя долго ждать.
Для юных «студентов» стало обязательным участие в различных мероприятиях – викторинах, конкурсах и тематических праздниках. Это их своеобразный отчёт о проделанной работе. Хотя, с другой стороны, им не перед кем отчитываться, ведь обучение на курсах – выбор самих слушателей и их родителей. Они и только они заинтересованы в получении знаний. По окончании курсов каждый слушатель обязательно проходит тестирование, что позволяет оценить успехи ребят и уровень полученных знаний.
Кафедра гордится результатами своей работы: слушатели посещают языковые курсы не один год, успешно сдают экзамен ЕГЭ по английскому языку и даже выбирают иностранный язык в качестве своей будущей специальности. И на вопрос: «Do you speak English?» всегда отвечают только утвердительно.