Торстеинн Сигфуссон, Юрий Тюрин
Работа МНОЛ ТВЭ выполняется по приоритетному направлению развития науки, технологий и техники и критическим технологиям в Российской Федерации – «Энергоэффективность и энергосбережение»; «Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику».
Цели проекта: использование международного и практического опыта Исландии по применению возобновляемых источников энергии и водорода в качестве энергоносителя; внедрение фундаментальных разработок ТПУ в области пучково-плазменных технологий для реализации перспективных направлений водородной энергетики в России и за рубежом; создание модульных энергоустановок на основе возобновляемых источников энергии с системой водородного аккумулирования и распределения энергии, а также установок, работающих на водороде и природном газе.
Помимо научного руководства проектом, профессор Сигфуссон читает лекции для студентов ТПУ, проводит научные студенческие семинары, активно представляет результаты руководимого им коллектива на международных выставках, конференциях, симпозиумах и школах.
На Ганноверской ярмарке в Германии в апреле был проведён с участием учёных, аспирантов и студентов ТПУ «Информационный день России», в августе проведена Летняя научная школа в Исландии по возобновляемым источникам энергии. Школу принимал Инновационный центр Исландии. Организаторами выступили также университет Исландии и ТПУ.
Место для проведения научной школы было выбрано не случайно, поскольку 86 % потребляемой энергии в Исландии производится с использованием возобновляемых источников энергии.
Основная идея проекта Летней школы – создание свободного международного образовательного пространства, в рамках которого студенты, молодые учёные и профессионалы по возобновляемым источникам энергии могли активно общаться, обмениваться опытом и вести поиск новых направлений исследований.
Больше недели политехники получали теоретическую подготовку на лекциях и практическую – в полевых работах. Лекции на Летней школе прочли специалисты из Университета Исландии (Брунгильда Дэвидсдоттир), Инновационного центра Исландии (Торстеинн И. Сигфуссон, Гутмундер Гунарссон и Магнус Гудмандссон), компании «Carbon Recycling International» (Омар Сигурбёрнссон), компании «Исландская Новая Энерия.» (Йон Бьёрн Скулассон) и компании «Геотермальные источники энергии» (Альберт Альбертссон). Обзор геофизики вулканов был дан Ари Траусти Гудмудссоном (выдающийся учёный в области геологии, геофизики, писатель, политический деятель – кандидат в президенты Исландии на выборах 2012 г.). От ТПУ в организации и проведении школы участвовали профессора Ю.И. Тюрин, В.П. Кривобоков и доцент Т.Г. Петрашова.
Очень важно, что лекции ведущих специалистов представляли широкий спектр различных точек зрения на возможные источники энергии и энергоносители будущего.
Студенты посетили вулканы Исландии; электростанцию Burfell по приглашению компании National Power; геотермальную станцию и энергетический комплекс HS в Рейкьянесе. Посещение комплекса по производству метанола Carbon Recycling International было проведено одновременно с визитом в Рейкьянес и посвящено демонстрации производства метанола с использованием электролитического водорода и углекислого газа из геотермальных источников.
Политехники в рамках выполнения плана работ по теме «Технологии водородной энергетики» представили в Исландии презентации по современным направлениям развития возобновляемых источников энергии и темам своих исследований. По представленным результатам исследований им были выданы дипломы на 1–3 единицы Европейской системы перевода и накопления кредитов в зависимости от качества и объёма выполненного ими проекта.
Итоги работы Летней школы по возобновляемым источникам энергии были обсуждены на рабочей встрече организаторов и участников школы с чрезвычайным и полномочным послом РФ в Исландии А.В. Цыгановым, а также руководителем комитета по международным делам Альтинга (парламента) Исландии г-м Сигурдссоном.
Как отметил профессор Сигфуссон: «Мне нравиться в этом проекте возможность работать с известными российскими учёными и молодёжью, что приводит к очень хорошим результатам. Вдобавок к научной работе я читаю лекции и провожу научные семинары, на которых анализируются результаты исследований. Одно из наших главных достижений к настоящему моменту состоит в том, что созданы собственные, российские компоненты для твердоокидного топливного элемента, которые показали свойства, лучшие на мировом рынке.
Разработка «Российского Топливного элемента» убедила меня в том, что Россия способна превратить свои фундаментальные научные знания в рыночный продукт.
Я надеюсь также увидеть создание ‘Russian Fuel Cell Corporation’ (RFCC) (Российской корпорации топливных элементов), которая повернет Россию в сторону того, чтобы быть не столько поставщиком природного газа, сколько производителем топливных элементов, которые преобразовывают газ в высокопотенциальное тепло и электричество, и сделают Россию лидером данного рынка».
Профессор также отметил, что проведённая Летняя школа может стать началом большой работы, ведь Исландия не только способна предоставить природные лаборатории для возобновляемых источников энергии, но также и обеспечить участие в работе школы лекторов высокого международного уровня. При этом работа может проводиться как в Исландии, так и в России. Важным является и возможность привлечения для организации и продолжения работы школы некоммерческое партнёрство по организации международных энергетических исследований и проектов «Глобальная энергия». Следующую Летнюю школу запланировано провести в России, в Томском политехническом университете, куда приедут уже студенты Исландии.
Мнения о работе в школе молодых учёных-политехников
Андрей Соловьёв, доцент кафедры водородной энергетики и плазменных технологий Физико-технического института:
– Основным фактором, способствующим организации Летней школы по возобновляемой энергетике, было участие наших сотрудников и студентов в мегагранте Правительства РФ, целью которого является поддержка научных исследований под руководством ведущих учёных. Целью участия в школе было прослушать курс лекций и посетить ряд объектов, напрямую связанных с этим видом энергетики. Исландия является заслуженным лидером в области использования возобновляемой энергии. Доля гидро- и геотермальных электростанций в энергетическом секторе страны составляет 60 и 20 % соответственно.
В практическую часть занятий входило посещение гидроэлектростанции мощностью 270 МВт, геотермальной электростанции, завода по производству метанола из попутно извлекаемых из геотермальной скважины газов, водородной заправки для легковых автомобилей.
Откровением стало то, как потрясающе рационально используется главное природное богатство Исландии – подземное тепло: для отопления домов, теплиц и оранжерей. Горячая вода из геотермальных источников – в открытых бассейнах спа-комплексов для оздоровительных целей.
Но не только научно-образовательной частью запомнится для участников эта Летняя школа. В её культурную часть вошли посещение святого для всех исландцев места – старого парламента, а также действующего парламента, член которого Арни Тор Сигурдссон прекрасно говорит по-русски. А также тёплый приём, который оказали томской делегации в посольстве России в Рейкьявике.
Участники Летней школы и сами выступили с докладами на английском языке по темам возобновляемой энергетики, что, несомненно, обогатило их опыт публичного выступления на международном уровне.
Итогом проведения Летней школы стало решение сделать её ежегодной и проводить не только в Исландии, но и в Томске, на базе Томского политехнического университета, у которого есть свои уникальные разработки в области энергетики. А профессор Сигфуссон заявил о своём намерении создать в ТПУ клуб водородной энергетики, который должен стать площадкой для общения студентов и учёных, работающих в данной области.
Святкин Леонид Александрович, аспирант кафедры общей физики Физико-технического института:
– Стоит отметить, что сотрудниками Инновационного центра в Исландии, где проводились лекционные занятия, накоплен огромный опыт в сфере возобновляемых источников энергии.
В рамках Летней школы мной был сделан доклад на английском языке на тему «Методы хранения энергии». Были представлены основные методы хранения различных типов энергии, используемые в промышленных масштабах. В частности, обсуждены химические, электрические, электрохимические, механические и термические методы хранения энергии. По результатам работы в Летней школе мне был выдан диплом о прохождении курса, составляющего 3 ECTS-кредита.
В целом информация, полученная в рамках Летней школы, позволила оценить современный уровень развития технологий по использованию возобновляемых источников энергии в промышленных масштабах. Стоит отметить, что подобный бесценный опыт важен для понимания актуальности проблем водородной энергетики, решаемых в рамках совместного проекта ТПУ и Инновационного центра в Исландии.